ПЕРВЫЙ ТЬЮТОРСКИЙ ОПЫТ. МАГИЧЕСКОЕ ВЕЗЕНИЕ
 /  Москва и Московская область / Тьюторская магистратура / Эссе / ПЕРВЫЙ ТЬЮТОРСКИЙ ОПЫТ. МАГИЧЕСКОЕ ВЕЗЕНИЕ

ПЕРВЫЙ ТЬЮТОРСКИЙ ОПЫТ. МАГИЧЕСКОЕ ВЕЗЕНИЕ

Наверное, многие из нас вспоминают свой первый тьюторский опыт как не совсем удачный, полный тревог и горечи, трудностей налаживания диалога с тьюторантом, ощущения безысходности, мучительного поиска тем для разговора. Тем приятнее читать эссе магистранта, рассказывающего о том, что инсайт произошел почти сразу, о том, как быстро стали складываться доверительные отношения. Итак, рассказывает студентка первого курса московской тьюторской магистратуры А.Оболенская.

“В первом семестре обучения в тьюторской магистратуре у меня произошло погружение в новую для меня деятельность – наставническое сопровождение. Тьюторством назвать это сопровождение пока нельзя, но для первого опыта это очень интересная и вдохновляющая практика.

Моим подопечным оказался очень симпатичный девятиклассник, ученик Университетской Школы. Мне вдвойне интересно было с ним работать, так как это не просто мой первый опыт работы с чужими детьми, а ещё и опыт общения с подростком, точным ровесником моего собственного старшего ребёнка. Напомню, что до поступления в магистратуру никакого опыта преподавания или вообще отношений с педагогикой у меня не было. Тем волнительнее был мой новый опыт.

Поскольку ни о каких практических советах или инструментах работы речи не шло, а первый опыт знакомства оказался «скомканным», так как на представлении меня никто из учеников не выбрал, а Андрея мне просто назначили, без учета наших возможных общих интересов, я решила просто познакомиться и дальше действовать по обстоятельствам. Первая встреча была интересной, но довольно формальной – ребёнок присматривался к новому взрослому, который не очень понятно, что от него хотел. Мы обсуждали нейтральные темы, Андрей рассказывал о себе, о школьных предметах, о своём настоящем и будущем. Мне не хотелось вести четкие записи, потому что доверие в моем понимании заслуживает максимальной неформальности. Поэтому я решила пренебречь требованиями к оформлению документации.

Мне очень хотелось не просто провести работу по заданному заранее списку тем для встреч, а найти то самое важное, чего ребёнок мог о себе не знать, но что стало бы для него открытием.

И магия случилась, причём буквально на второй встрече. Андрей занимается профессиональным спортом и своё будущее представлял достаточно ясно, поэтому я решила говорить о его качествах как личности. И это оказалось очень неожиданным для ребёнка. Обычно у взрослых нет времени спросить «а какой ты?», «а что ты в себе ценишь?», «в чем твоя сила?”, поэтому я начала именно с этих вопросов. И я не просто задала их, а выслушала ответы, задала уточняющие вопросы, не перебивала, не торопила и была предельно серьезной. Целый час человек говорил только о себе, углубляясь в себя, читая себя как новую книжку. Я дала ему небольшое домашнее задание на размышление, и уже на третью встречу ребёнок пришёл с готовым планом – он будет пробовать себя на новом поприще, вполне определенном.

Именно этот момент и стал ключевым во всей нашей работе – все последующие встречи мы провели продуктивно и решали вполне конкретные задачи по заданному школой плану. На защиту Андрей вышел первым и провёл ее блестяще, он знал, что за спиной у него взрослый, который не поставит оценку, не укажет на ошибки, не пожурит за то, что что-то было забыто. Он был готов к любым вопросам, совершенно спокоен, и счастлив тем, как все прошло.

А самое главное случилось ещё через два дня – Андрей совершенно спокойно самоопределился в том, что моя поддержка ему больше не нужна, он готов выполнять свой проект под руководством профильного преподавателя, он знает, куда ему двигаться и верит в свои силы. Он сам сказал мне об этом, не дожидаясь момента, когда я спрошу, и это было совершенно замечательно – понимать, что твой подопечный проявил свою абсолютную субъектность.

Я понимаю, что профессиональный спортсмен 16 лет от роду, безусловно, умеет брать на себя ответственность, но мне приятно думать, что моя помощь и наша совместная работа стала тем самым поворотным моментом, когда к человеку пришло осознание возможности самому определять свой путь.

Размышляя о том, как это было для меня, я готова согласиться с тем, что настоящему тьютору не нужны учебники и пособия, шаблонные фразы или хитрые вопросы, шаманские кубики и разноцветные шарики. Самое главное – найти то важное, что скрыто внутри человека и помочь ему определиться, что с этим делать. Поэтому мне придётся кардинально пересмотреть свои цели в магистратуре. Если ещё два месяца назад я хотела поскорее набраться разных «премудростей» от преподавателей, то сейчас я убедилась в том, что не нужно ничего ждать, а лучше сконцентрироваться на том, что у меня уже есть и чем я готова делиться.

На ближайшее будущее я поставила себе задачу больше уделять внимание чтению профильной литературы, общаться с коллегами, искать своё направление, обогащаться в тех сферах, которые вызывают у меня интерес и не пытаться объять необъятное. Другими словами, выключить «отличницу», и сконцентрироваться на себе, тем более, что мой первый опыт стал очень вдохновляющим”.

 

Руководитель регионального отделения МТА Москвы

Сулейманова Дания Шарфияновна

Сулейманова Дания Шарфияновна

magafurova@live.ru

Координатор страницы Тьюторской магистратуры

Абдуллина Лилия Энгелевна

Абдуллина Лилия Энгелевна

alliliya2@yandex.ru

  • К.п.н., руководитель отдела дошкольного образования Института системно-деятельностной педагогики, свободный тьютор тьюторской магистратуры МГПУ.

  • Визитка РО

Руководитель регионального отделения МТА Московской области

Карпова Ольга Фёдоровна

Карпова Ольга Фёдоровна

tutor.karpovaolga@yandex.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости