Четверг
4 ФевО.МУКИНА: “НЕРАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОТСЕКАЕТ МОТИВИРОВАННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ”
Рефлексивные эссе по итогам участия в различных конференциях и семинарах составляют часть учебной работы магистрантов. Особенно интересно читать материалы, по которым сразу видно, что автор вкладывал в написанные строки частичку своей души. Предлагаем вашему вниманию эссе студентки 1-го курса тьюторской магистратуры МГПУ О.Мукиной.
“На конференции «Авторская школа «Эврика» – 2020» по теме «Онтология экосистемы регулирования образования» (Институт проблем образовательной политики «Эврика») больше всего меня зацепило выступление Исака Фрумина о гарантиях возможностей качественного образования для школьников и равенстве ресурсных возможностей.
Я постоянно слышу разговоры на эту тему в моем окружении, а также периодически наталкиваюсь на жаркие дискуссии по этой теме на образовательных форумах.
Проблема расслоения общества- одна из глобальных проблем, особенно ярко это расслоение наблюдается сейчас в российском обществе. И это накладывает отпечаток на эффективность системы образования, влияет на уровень самооценки и мотивацию школьников.
Когда слушала выступление, вспомнила свое детство, обучение в обычной уездной школе небольшого регионального городка населением в 30 тыс. У нас не было компьютеров в школе и дома, выбор секций в городе для дополнительных занятий был крайне узким, буквально по пальцам одной руки можно было пересчитать количество заведений, куда можно было пойти получить дом образование. С огромным трудом можно было найти репетитора для дополнительных занятий. На весь город 1 сильный учитель математики и 1 сильный учитель по английскому. Я очень старалась учиться и закончила школу с золотой медалью. Была уверена в себе. Когда я приехала в Москву, меня ждало там жуткое разочарование. Я приехала в Университет на предэкзаменационное собрание и поняла, что шансов у троечников, которые посещали очные подготовительные курсы при Университетах было гораздо больше, чем у медалистов из разных городов. Так как на этих курсах давали какую-то специфику, исключения, какие-то темы вне школьной программы. Также я поняла, что у всех детей из московских семей на тот момент уже были компьютеры дома и они могли ими уверенно пользоваться и учиться через интернет дополнительно. Мои предположения подтвердились, поступили не медалисты, а троечники с курсов. Из 5 ВУЗов я прошла только в 1.
И вот сейчас, спустя годы, я понимаю, что эта проблема продолжает существовать и набирает обороты. Да, у нас появился интернет, но интернет есть далеко не во всех школах за пределами МКАД и далеко не во всех семьях в таком качестве, чтобы ребенок мог учиться он-лайн. И далеко не все жители регионов могут себе позволить расходы на интернет и оборудование. Проблема бедности в стране стоит очень остро.
Также я замечаю, что сформировался новый уровень «борьбы за выживание» и за «социальные лифты». Слабые дети выброшены за борт. У них мало шансов поступить на бюджетное отделение ВУЗов, т.к.. для этого нужны репетиторы, участие в олимпиадах, для подготовки к которым тоже нужны репетиторы. Программа ЕГЭ, а также дополнительных эказаменов в ВУЗы, часто далека от школьной. Хороший школьный уровень – это максимум 70 баллов по ЕГЭ. Для поступления на бюджет в положительно зарекомендовавшие себя ВУЗы требуется 90+ баллов по всем экзаменам, а в ТОП ВУЗы сейчас уже почти 100 баллов (на некоторые факультеты за 100), т. к. количество бюджетных мест сокращают каждый год, порог поступления повышается, конкуренция стремительно растет.
Сильные и мотивированный дети уже с 6-7 класса начинают готовиться к олимпиадам вместе с репетиторами, для этого нужно иметь приличный материальный ресурс и волю, выкладываться на 200%, учиться не только днем, но и ночью.
Мне очень жаль таких детей, т. к. в результате прохождения всего этого длительного и сложного пути их может ждать не победа, а разочарование. Я об этом сужу с точки зрения опытного представителя финансового сектора. Не факт, что эти ребята найдут себе работу вообще, не факт, что они найдут ее по своей специальности и т. д. Перед глазами есть также пример знакомых студентов медицинских ВУЗов, которые учились в серьезных лицеях, были призерами олимпиад, прошли ЕГЭ на 290 с лишим баллов. И после 1 курса забрали документы или находятся в поиске международных обменных программ. Они говорят следующее: мы поняли, что знаем больше наших преподавателей, мы читаем актуальную международную научную литературу, мы поняли, что наша медицина отстает на 30 с лишним лет, и прочие шокирующие вещи.
Неравенство возможностей отсекает мотивированных и талантливых детей по материальному признаку. Далее, из-за устаревших знаний, торможения развития науки, отсутствия финансирования лабораторий мы отстаем на мировой арене. В целом, образовательный уровень населения стремительно снижается. Мы должны чаще поднимать эту проблему и озвучивать ее, проговаривать последствия, думать, как повысить общий базовый уровень доступного базового образования в школах.
Я не ожидала, что кто-то озвучит эту проблему на Конференции, а когда услышала, то она мне очень отозвалась”.