Воскресенье
19 СенМосква – Воронеж: деятельностная педагогика и педагогическое образование
С 10 по 14 сентября 2021 г. в г. Воронеже представительный состав образовательных организаций провел IX Международную конференцию «Деятельностная педагогика и педагогическое образование». Среди основных докладчиков была доктор педагогических наук, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования МГПУ, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева, которая сделала доклад по теме: «Self skills как предметность современного педагогического образования».
В своем докладе она представила компетентностный подход как возможность иметь общий язык, на котором различные субъекты (педагоги, родители, предприниматели …) обсуждают проблемы современного образования.
И именно это задает необходимость говорить о современном педагогическом образовании, используя компетентностный язык. В современной традиции выделяются две большие группы компетентностей (навыков): hard skills – «жесткие» навыки, требуемые современной технологической сферой и self skills – «мягкие» навыки.
Но в группу «мягких» навыков попадают очень разнородные навыки, направленные как на социализацию, так и на собственное развитие. Такая разнородность затрудняет работу с этой группой навыков. Поэтому тип навыков, направленных на саморазвитие, мы выделили в отдельную группу и назвали «self skills», в которых выделили три наиболее важных компетентности: самоопределение, самостоятельность и самоорганизация. На материале доклада участники конференции обсудили какие hard, soft, self skills необходимо формировать у современных педагогов.
Другим представителем МГПУ, старшим научным сотрудником лаборатории индивидуализации и непрерывного образования Вадимом Карастелевым был сделан доклад «Масштабирование методологии интерактивного вопрошания в тьюторской магистратуре». В его докладе был описан опыт проектирования и реализации образовательной экосистемы при поддержке благотворительного фонда Владимира Потанина.
Согласно замыслу проекта в экосистеме должны присутствовать три уровня организации: учебно-предметный, практика и сообщество практики. Учебно-предметный уровень обеспечивает трансляцию ключевых концептов (теории, схемы, принципы) и анализ их реализаций (кейс-метод, проведение исследований, создание выпускной квалификационной работы студентами). Уровень практики представляет собой как освоение существующих, так и создание новых тьюторских практик студентами и преподавателями (оригинальные сценарии тьюториалов под типовые задачи, целевые аудитории, места и формы их реализации – очные, онлайн, асинхронный формат и т.д.). Наконец, замыкающий уровень – сообщество практики – служит для профессиональной рефлексии, взаимной критики, интервизий, создания новых идей, завязывание контактов. Сообщество практики будет тем пространством, которое даст возможность самостоятельно репродуцировать и поддерживать необходимые изменения на уровнях учебных курсов и тьюторской практики.
Ключевой новизной проекта и экосистемы является сквозной характер использования технологии интерактивного вопрошания в образовании.