Мильон терзаний начинающего тьютора
 /  Москва и Московская область / Тьюторская магистратура / Эссе / Мильон терзаний начинающего тьютора

Мильон терзаний начинающего тьютора

Первая встреча с тьюторантом – что может быть более волнительным? А  когда она вообще самая-самая первая в твоей жизни в новом качестве? О том, как это происходит и какой накал страстей вызывает, делится студентка первого курса тьюторской магистратуры МГПУ Н.Шилкина.

“Я – мать двоих детей, дочерей. Причем, моя старшая дочь – ровесница тех детей, к кому мне нужно идти, и представляться, и потом общаться… Я не умею общаться с детьми. Мне кажется, я им неинтересна, я не умею задавать им вопросы, не умею поддерживать разговор и делать вид, что мне интересно, когда мне это не интересно, я не знаю, о чем я могу говорить с чужим 15-летнем ребенком, а о чем нет. Потому что в моей семье – свои рамки общения, в других – другие. Ко мне с запросом не пришли родители (у которых можно узнать хоть что-то). Еще интереснее то, что с запросом не пришли и дети. У меня дети учатся в школе, и я понимаю, что такое проект, который тебе не интересен, и ты должен его в любом случае делать. Обязан.

За моими плечами – 20 лет работы в крупных корпорациях со взрослыми людьми, множество проектов, налаживание бизнес-процессов, вывод новых продуктов на рынок, рекламные кампании и т.п. Там нет детей. И да, ¾ жизни и работы – практически мужские коллективы. С ними проще и понятнее. А дети – только свои. Но свой ребенок – это совсем другое.

Почему я боюсь? Я не знаю, что мне нужно делать целых 40 (!) минут с чужим ребенком и о чем с ним говорить?

Я поняла. Я не детей боюсь. Я боюсь того, что «зачем я им нужна?». Подспудно думаешь – вот тебя «ему» навязали. Но ты ему совсем не нужна. Бесполезна. И он просто не будет с тобой контактировать. О чем ему с тобой говорить? Зачем ему тебе что-то о себе рассказывать? И я боюсь искусственности. Да, ему придется играть «по правилам». Он будет «вынужден». Но я не хочу искусственности.

А еще я – жуткий интроверт. Интроверт, который боится того, что он – бесполезная функция для подростка, которому навязали школьный проект сверх всего, что на него уже навязано. Мне кажется, что я для него буду обузой.

Как всякий перфекционист, я слишком хорошо подготовилась к первой встрече. Я обложилась книгами – отечественные для подростков в стиле «как узнать про себя больше», американскими учебниками. И все – про выбор профессии. Чем я думала, когда решила, что в первую же встречу мы должны общаться про профессию?

Я продумала все до мелочей (ну, это я так считала на тот момент). Небольшой опросник – имя, фамилия, как обращаться и т.п. Опросники – домашние задания. Интересные и креативные (ну американцы и авторы подростковых книг по самоопределению от Альпины постарались же). Проштудировала все это и вытащила из них самое, что на мой взгляд, важное может быть для первой встречи. Я написала краткое письмо родителям, где представилась и дала свои контакты на всякий случай (возможны же случаи, когда родителям не понятно, что за «левый» человек пришел в школу общаться с его ребенком про будущее?). Я купила сладости. Хотела по шоколадке. Но дочь предположила, что мне может «попасться» кто-нибудь с аллергией. И я купила полезные сладости. И приклеила к ним свою визитку для детей – с контактами, именем и т.п.

И я даже не забыла взять у них контакты! Я наточила карандаши и вязал кучу ручек (может, я думала, что меня выберет весь класс?) Я репетировала во время прогулки с собакой свою речь в стиле «Миссис Мэйзл», хотя куда мне на старости лет в стэнд-ап.

И? Я все это сделала! Я предусмотрела все! Что самое интересное, частично это сработало. Меня «выбрали» 2 прекрасные девушки. Правда, не из-за того, как я прекрасна, как человек. А из-за того, что я сказал заветное словосочетание «IT». Я с ними познакомилась. Я отдала свои сладости, визитки, письма родителям и кучу своих опросников. Но…. Как же глупо, мне кажется, я смотрелась. Я упустила самое главное! Для чего я встречаюсь с ними в первую очередь и в первый раз.

Я не учла, что встреча – первая, и что еще будут встречи. Мой внутренний перфекционист хотел сделать все и сразу, и за одну встречу. А внутренний методист к этой встрече подготовил огромное количество всяких инструментов. 2/3 которых мне не понадобились…. Ни на одной встрече. Потому что запросы девушек были иными. Я «подстелила соломку» немного не в том месте, куда мы упали.

Интересно, если бы я пришла совсем с пустыми руками? Не подготовленная (выключи уже своего внутреннего «отличника») – было бы хуже? Лучше? Так же? Ну то, что мы сразу обменялись контактами, а сладости немного растопили обстановку (небольшой повод для «small talk») – это я записываю себе в плюс. А дальше?

А дальше делаю выводы.

  1. Не обращай на то, что тебе навязывают, какую обстановку организуют, не поддавайся панике, и не реагируй на инструменты, которыми ты не умеешь пользоваться, не хочешь пользоваться и никогда не будешь пользоваться. Не насилуй себя и не пытайся таскать за собой «чемодан тьютора» и залезать в чужой чемодан, если ты против него, и это совершенно не твое. Оставайся собой. Не ведись на провокации.
  2. Четче понимай, чего ты хочешь. И только после этого формируй, подбирай инструменты. Работай «от цели». Причем твоей целью может быть просто «познакомиться» или узнать, «а что собственно от тебя хотят, и чем ты можешь быть полезен». Банально? Да. Лежит на поверхности? Да. Так действуют представители «помогающих профессий»? Да. Ну а вот я, в пылу подготовки к встрече это забыла. Я не расслабилась, и не подумала. Я поддалась всеобщей панике и нагнетанию обстановки. Я продумала все, кроме того, а «зачем», и «поможет ли мне это». И да, я испугалась взять паузу. Испугалась выглядеть непрофессиональной и не знающей, что мне делать, если что…. Т.е. страх не знать «правильного» ответа на вопрос и не удержать ситуацию – гнал меня в направлении создания кучи инструментов, дабы загрузить встречу по максимуму.
  3. Одной цели мало. Нужны вопросы. Подготовка к первым встречам занимала у меня очень много времени. Да, цель встречи – это важно. Но, чтобы получить результат, надо к нему как-то дойти. Нужны вопросы. Пул вопросов к встрече – это очень полезно.
  4. Спонтанные встречи – хорошо, конечно. Но я человек – алгоритм. Мне нужно планировать и понимать, что будет дальше (даже если это дальше меняется). План всего нашего взаимодействия – моя опора. Для каждой девушки план был свой. Потому что ситуации (которые на первой встрече были практически идентичны) оказались совсем разными. Каждая девушка получила свой план. Мы с ними их обговорили. К 4-й встрече у меня вырисовывается мой стиль: из абстракции (в которой я не люблю находится) к планированию: я знаю количество встреч, поэтому у каждой встречи есть цель (которая корректируется на основании завершившейся предыдущей встречи), к каждой цели есть пул вопросов. Фух, жить становится проще, а ситуация уже начинает нравиться.
  5. Не брать на себя слишком много и давать задания «подопечному». Делегирование – наше все. Не бери на себя задачи «подопечного», дай ему самому задание. Вам же не поставят двойку, если он ничего не сделает. Но страшного его загрузить. Ты думаешь – а кто ты такой, чтобы давать ему задания, на которые он должен тратить время? Почему ты считаешь, что ему это полезно? Синдром самозванца во всей красе. И все, начинаешь делать за него то, что должен и может он. А где та грань – кто должен это делать? Вы вместе должны сидеть и всю встречу изучать сайты со списком профессий, ты должен принести на блюдечке этот список, или подопечный сам его сделает? Последний вариант самый полезный. Но если тебе платят за эту работу родители? Они платят за твой список, «его» список или за то, что вы это делаете вместе? Ответа пока себе не сформулировала, поэтому пока беру повышенные обязательства на себя. В конце концов, если бы я получала деньги за эту работу, я должна же выложиться на все 100. Поэтому подготовка к каждой встрече – это такой серьезный кусок работы. Зато теперь я знаю все медицинские ВУЗы и колледжи Москвы, все лучшие медицинские классы. У меня есть список 70 IT профессий с их описанием. И много еще чего…. Я взяла на себя «чужую» работу. Но ограничение по времени пугало меня, что мы не успеем, гонка вынудила взять на себя «черновую» работу. И мы не плохо выступили в «тандеме» с каждой девушкой.

К чему я в итоге пришла и с чем осталась? Я осталась с алгоритмом работы, который сформулировала себе сама, который, в принципе, работает, по крайней мере, он принес результат. Конечно, я не изобрела велосипед. Но знание, созданное своими руками, самое ценное.

А еще я осталась с мыслями и выводами:

  • Вполне возможно, тьютор, и работает в неструктурированной среде. Но все время она (среда) не будет неструктурированной. Если ты не структурируешь, придет кто-то, и сделает это за тебя. В хаосе некомфортно. Формируй среду под себя, и к тебе подтянутся именно те, кого устраивает эта среда, созданная тобой. Неструктурированная среда, в которой помещаются не двое, а целый коллектив, причем с разными вводными/интересами/запросами порождает конфликты. Коллектив, в котором больше двух людей, должен работать по заранее обговоренным и согласованным правилам. Любая структура, которая работает над одной целью все равно приходит к структурированности.
  • Не бойся делать паузы. Не заполняй пространство и время, если ты не знаешь чего-то, лишней суетой и деятельностью.
  • Не принижай свои навыки и знания. Оказывается, не каждый может нагуглить техники и практики, купить пару книжек или сделать еще что-то полезное для себя самостоятельно. Некоторым проще «купить» это в виде услуги. Вот она проблема тех, кто постоянно «самообразовывается» – удивление, что твои знания могут быть востребованы.
  • Убей в себе моментального советчика. Держи паузу, прежде чем что-то сказать. Даже если ты хочешь сказать что-то позитивное и поддержать. И особенно, если хочешь что-то посоветовать.
  • Не полагайся на первую встречу. Особенно, если она без конкретного запроса. То, что ты услышишь на первой встрече, очень часто кардинально изменится примерно к 3-4 встрече (всплывут подводные камни). Сначала ты будешь думать, что ты все понял, потом, что ты вообще ничего не понял, потом – что все, оказывается, наоборот. Ну и если паззл потихоньку сложится к встрече 6-7 – считай, тебе повезло!
  • Получай наслаждение и удовлетворение от результатов, которые получил на каждой встрече. Но не вини себя, если что-то пошло не так, и видимых результатов нет”.

Руководитель регионального отделения МТА Москвы

Черкашин Иван Иванович

Черкашин Иван Иванович

mos.tutor.centr@gmail.com

Более 15 лет работы в международных компаниях. Более 10 лет руководящего опыта. Более 5 лет опыта в обучении и развитии взрослых. Два высших образования: Мировая Экономика, Муниципальное управление (Томский Государственный Университет). Магистр педагогических наук с отличием (Московский Городской Педагогический Университет). Эксперт по развитию Эмоционального интеллекта по программе Skillfolio. Опыт карьерного консультирования более 100 часов. Опыт тьюторсокого сопровождения подростков и взрослых более 200 часов. Эксперт по технологии Gallup Clifton Strenghfinder и компетенций Lominger. Автор собственных тьюторских инструментов. Автор первой художественной книги о тьюторстве «Большой поход».

Координатор страницы Тьюторской магистратуры

Абдуллина Лилия Энгелевна

Абдуллина Лилия Энгелевна

alliliya2@yandex.ru

  • К.п.н., руководитель отдела дошкольного образования Института системно-деятельностной педагогики, свободный тьютор тьюторской магистратуры МГПУ.

  • Визитка РО

Руководитель регионального отделения МТА Московской области

Карпова Ольга Фёдоровна

Карпова Ольга Фёдоровна

tutor.karpovaolga@yandex.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости