«КИТЕЖ»: ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД КАК ТОЧКА ОТСЧЕТА ДЛЯ ПЕРЕХОДА В НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ
 /  Москва и Московская область / Практики индивидуализации / Тьюторство в сельской школе / Тьюторство в семейном образовании / Эссе / «КИТЕЖ»: ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД КАК ТОЧКА ОТСЧЕТА ДЛЯ ПЕРЕХОДА В НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

«КИТЕЖ»: ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД КАК ТОЧКА ОТСЧЕТА ДЛЯ ПЕРЕХОДА В НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

18-20 июня 2021 г. в сообществе приемных семей «Китеж» был проведен аналитический семинар по продуктивному действию в образовании (анонс см. (1) Facebook).

Об итогах этого события размышляет магистр педагогики, заместитель директора Китежской школы Кирилл Кисленко. С его любезного согласия публикуем этот текст.

«В юбилейный год существования Китежа – 30 лет существования сообщества – актуальным стал вопрос о широком экспертировании наработанного опыта и внешней оценке качества работы организации. Благодаря активной помощи МТА и лично Татьяны Михайловны Ковалёвой появилась возможность провести аналитический семинар на базе Китежской школы по теме «Продуктивное действие в образовании: первый подход, формирование вопросов и процедуры экспертирования». К участию в семинаре были приглашены эксперты, продвигающиеся в указанной проблематике, а также широкий круг заинтересованных лиц. Работа шла по нескольким направлениям: анализ содержательных текстов П.Г. Щедровицкого и Б.Д. Эльконина о природе и сущностных характеристиках продуктивного действия; содержательный анализ карты образовательных ресурсов Китежа в их связанности и взаимодействии между собой; представление продуктов деятельности Китежа в режиме кейс-стади с аналитическим разбором характеристик отчуждаемых образовательных продуктов.

В ходе работы семинара экспертами и участниками была предпринята попытка рассмотреть продуктивное действие в образовании в объеме и полноте взглядов, максимально расширяя фокус обсуждения проблемы. Одной из принятых гипотез стала идея о том, что продуктивное действие в образовании – это такое действие, которое производит некий продукт (материальный или нематериальный), который может быть отчужден и использован (присвоен) другим участником деятельности в качестве полезного приращения.

Анализируя образовательное пространство Китежа с точки зрения его продуктивности экспертами было установлено значительное количество мест, в которых развертывание продуктивного действия может быть результативным. Дефицитами наличной среды были названы отсутствие всеобъемлющих необходимых горизонтальных связей в структуре организации, которые бы позволили чётче овеществлять продукты образовательной деятельности. Также эксперты отметили наличие дефицита внешних связей Китежа с широким контуром образовательного сообщества района, области и страны. Он проявляется в неясности, отсутствии конкретики в понимании отчуждаемого во вне продукта деятельности.

Рекомендациями экспертного сообщества по итогам работы семинара стали предложения по изменению организационно-управленческой структуры Китежа. Необходимость этих изменений обусловливается важностью понимания внутренней продуктивности действий участников образовательных отношений друг для друга, а также обязательностью целенаправленной работы по описанию конкретных продуктов, отчуждаемых для внешних потребителей. Достигнуть поставленных задач, по мнению экспертной группы, можно путём создания рабочих групп внутри Китежа, объединенных по признаку работы над общим продуктом. Созданные группы с участием экспертов-супервизоров и экспертов-управленцев должны провести необходимую работу, связанную с объективацией миссии, целей, задач и результатов их продуктивного действия. Результатом этой работы предположительно стает углубление кооперации между членами сообщества, кристаллизация общего понимания продуктивности образовательной деятельности и выход на общее понимание отчуждаемого значимого для потребителей продукта (продуктов) деятельности Китежа во внешнем контуре.

Для обеспечения следующего шага развития Китежа и продвижения в направлении углубления понимания продуктивного действия в образовании на практике экспертами было рекомендовано провести работу по сбору пакета деловых процессов, происходящих в Китеже с целью их картирования, разделения зон ответственности между организаторами и исполнителями. На втором шаге необходимо описать функции участников процессов с точки зрения продуктивности действий. На основе проведенной работы выстроить горизонтальные связи как внутри организации, так и во внешнем контуре. Финальным тактом должна стать упаковка и описание отчуждаемого продукта, значимого и полезного для потребителя.

Важным итогом работы семинара стала проблематизация соотношения роли сообщества и его отдельных членов в осуществлении продуктивного действия. Эксперты обнажили необходимость личного самоопределения каждого члена сообщества с точки зрения готовности вкладываться в общий продукт деятельности.

Работа аналитического семинара стала запускающей точкой отсчета для процесса перехода деятельности педагогического сообщества Китеж в новую реальность осознанного продуктивного действия в образовании. Рекомендации экспертов и их готовность осуществлять супервизию деятельности по перепроектированию образовательного пространства Китежа внушают оптимизм и мотивируют на освоение новых способов продуктивной деятельности».

Руководитель регионального отделения МТА Москвы

Сулейманова Дания Шарфияновна

Сулейманова Дания Шарфияновна

magafurova@live.ru

Руководитель регионального отделения МТА Московской области

Карпова Ольга Фёдоровна

Карпова Ольга Фёдоровна

tutor.karpovaolga@yandex.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости