КИРИЛЛ КИСЛЕНКО: «НУЖНА «ДВИЖУХА». НО В ПЕРСПЕКТИВНОМ НАПРАВЛЕНИИ!»

КИРИЛЛ КИСЛЕНКО: «НУЖНА «ДВИЖУХА». НО В ПЕРСПЕКТИВНОМ НАПРАВЛЕНИИ!»

Сообщество приемных семей «Китеж» в Калужской области давно известно тьюторам как место избыточной вариативной среды. За последние 10 лет здесь прошли практику десятки магистрантов – сначала из Московского педагогического государственного университета, а затем – из Московского городского педагогического университета.

О том, как и какими смыслами сейчас живет «Китеж», мы беседуем с Кириллом Кисленко, магистром педагогики, заместителем директора Китежской школы. Первый вопрос в нашем непродолжительном интервью был о том, насколько повлияли условия пандемии на повседневную жизнь?

Кирилл Кирсленко (К.К.): Думаю, что почти никак не повлияли. Учебная жизнь идет своим чередом. По-прежнему есть множество практик, в которых дети могут себя попробовать. У нас, взрослых китежан, широкая палитра профессий – художники, столяры-краснодеревщики, певцы, айтишники, театралы, музыковеды, специалисты естественнонаучного  и гуманитарного профиля. И, конечно, есть толстый-толстый кабель, который дает нам доступ к интернет-ресурсам.

Если мы чувствуем нехватку собственных ресурсов, то привлекаем социальных партнеров. И либо они приезжают к нам в гости, как, например, магистранты МГПУ, российские и иностранные волонтеры, либо мы едем, например, на кинофестиваль в Пермь или в гости в ижевский лицей. Уже несколько лет дружим с тольяттинским педагогическим университетом, московским Колледжем архитектуры, дизайна и реинжиниринга (ГБПОУ «26КАДР»).

Каждый ребенок решает сам, какую активность для себя выбрать, какой наставник ему нужен, какие форматы деятельности для него в настоящий момент наиболее привлекательны. Мы в светлое будущее никого насильно не тянем. Вполне возможно, что для кого-то на данном этапе нужна не избыточная среда, а тихие лесные посиделки. С этим тоже проблем нет.

Вадим Кокарев (В.К.): Поскольку в «Китеже» дети, как и везде, разные, насколько плодотворно им удается взаимодействовать?

К.К.: Бывают и ссоры, и интриги, и скандалы, как в любом детском коллективе. И взрослые китежане стремятся прежде всего к пониманию корней проблемы, которая, если вдруг возникла, сразу становится достоянием педагогического совета. Мы кстати, не стесняемся привлекать для решения проблем внешних людей, если чувствуем, что наших знаний и компетенций не хватает для оптимального урегулирования. Очень помогает нам то, что уже давно любой китежский ребенок сразу попадает в систему правил, которые ясны, понятны всем и должны соблюдаться всеми. Это относится в первую очередь к игре «Я строю мир», о которой я уже неоднократно писал. Если есть необходимость, то как-нибудь поговорим подробнее. А пока скажу о главном для ребенка результате этой игры. Цель в том, чтобы по достижении совершеннолетия ребенок владел инструментами  самообразования и самоорганизации. Как писал основатель сообщества приемных семей Д.В. Морозов, наша задача  – «помочь ребенку увидеть и развить в себе качества, способствующие трезво оценивать происходящее и отвечать за свою судьбу, преодолевать трудности и окружать себя достойными людьми». Это было центральной задачей всегда, начиная с того времени, когда в «Китеже» не было ничего, кроме палаток и заканчивая нынешними днями, когда у детей комфорта и возможностей гораздо больше, в том числе за счет нового образовательного центра (СМ.ФОТО).

 

Мы называем его Центром развития семьи. Мечтаем, что в будущем там будут учиться не 35 детей, как сейчас, а около 100. Учиться в предметных областях, осваивать мультимедиа, работать в мастерской промышленного дизайна, народных промыслов, кабинетах робототехники и программирования.

При проектировнии центра мы стремились максимально уйти от школьной архитектуры. Например, в наших классах одна стена, там где вход, прозрачная. Скоро хотим эти стены зеркальными с внутренней стороны  и прозрачными снаружи.

В.К.: Как допросные в американских фильмах?

К.К. Примерно. Только цель другая. Поскольку достаточно часто наши гости хотят понаблюдать за процессом обучения, мы решили, что детям на уроке будет некомфортно, если в коридоре какие-то дяди и тети прилипли носами к прозрачной стене и смотрят во все глаза. А это мешает учебному процессу.

В.К.: Почему такое название – Центр развития семьи?

К.К.: Китежане хотят создать здесь филиал Университета, который занимался бы вопросами приемного родительства, строительством и проектированием образовательных сред. Мы надеемся, что в скором будущем мы обратим внимание на «Китеж» двух категорий семей – тех, кто просто устал от города и собственно приемных семей. Это в какой-то мере будет напоминать проект «Точка будущего» в Иркутской области.

В.К.: И в заключение провокационный вопрос. При таком обилии ресурсов – естественных и виртуальных, суперплотной работы взрослых с детьми,  почему ты все время говоришь о том, что нужна тьюторская служба?

К.К.: Потому что у каждого взрослого в «Китеже» есть очень много повседневных задач, которые не связаны напрямую с образованием. И их нужно решать здесь и сейчас. А детям постоянно нужно постигать что-то новое, осваивать неизведанное образовательное пространство. И мы понимаем, что если нет специального человека, который занимается индивидуальными образовательными маршрутами, то дети неминуемо начинают скучать. Нужна «движуха», но в перспективном направлении. И оптимальный навигатор здесь – тьютор.

Руководитель регионального отделения МТА Москвы

Черкашин Иван Иванович

Черкашин Иван Иванович

mos.tutor.centr@gmail.com

Более 15 лет работы в международных компаниях. Более 10 лет руководящего опыта. Более 5 лет опыта в обучении и развитии взрослых. Два высших образования: Мировая Экономика, Муниципальное управление (Томский Государственный Университет). Магистр педагогических наук с отличием (Московский Городской Педагогический Университет). Эксперт по развитию Эмоционального интеллекта по программе Skillfolio. Опыт карьерного консультирования более 100 часов. Опыт тьюторсокого сопровождения подростков и взрослых более 200 часов. Эксперт по технологии Gallup Clifton Strenghfinder и компетенций Lominger. Автор собственных тьюторских инструментов. Автор первой художественной книги о тьюторстве «Большой поход».

Руководитель регионального отделения МТА Московской области

Карпова Ольга Фёдоровна

Карпова Ольга Фёдоровна

tutor.karpovaolga@yandex.ru

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости