ИЗВЕЧНАЯ ТАЙНА ПРИОРИТЕТА ВКР

ИЗВЕЧНАЯ ТАЙНА ПРИОРИТЕТА ВКР

«Почему сначала нас учат писать ВКР вместо того, чтобы погрузить в тему тьюторства и индивидуализации?» С этих строк начинается рефлексивное эссе М.Паткиной, студентки первого курса тьюторской магистратуры МГПУ. И после этого вопроса мы погружаемся в любопытные рассуждения, основанные на результатах осмысления курса В.Л. Даниловой и В.Е. Карастелёва «Методологический практикум для работы с ВКР», который в деятельностном формате изучают магистранты.

“Если не задумываться, – пишет М.Паткина, – может показаться, что вопрос вполне резонный, и вы решите присоединиться к автору – всегда легко выражать недоумение, непонимание, недовольство и вставать в атакующую позицию. Однако если сначала остановиться и постараться осмыслить происходящее, то можно найти этому не только объяснение, но и логическую причину. С формальной точки зрения, как преподаватель не могу не отметить, что курс и программа в целом выстраивались профессионалами, которые, работая в этой сфере и исходя из опыта предыдущих лет существования магистратуры, регулярно адаптируют программу, предлагают наиболее подходящий для освоения и логически представленный порядок курсов. Таким образом, в структуре программы авторами заложена определённая методологическая идея и чёткая взаимосвязь между курсами.

Кроме того, важно отметить, что освоить общую структуру написания, которая используется вне зависимости от области исследования, можно гораздо быстрее, чем погрузиться в обширную сферу образования, педагогики и психологии индивидуализации, в тьюторство, его принципы, методики и инструменты. Весь этот материал мы будем изучать на протяжении двух лет магистратуры – в сравнении с методологией написания ВКР, на ознакомление с которой вполне хватило двух месяцев. Понимая структуру, на неё легче будет «нанизывать» тематику, которую мы для себя выберем для детального изучения в рамках написания ВКР. Это ещё один плюс в пользу выбранной стратегии.

Говоря о самих занятиях, невозможно не обратить внимание на то, как они были устроены: в аудитории мы всегда садились в круг, работали в группах, менялись командами. Интерактивность придавала занятиям естественность и способствовала вовлечённости в процесс. В то же время имела место лекционная часть, когда нам предлагались заранее записанные отрывки лекции по конкретной теме, к которой мы должны были составлять вопросы, а следовательно, всерьёз задумываться над ней. Этот формат сохранился при переходе на дистанционное обучение, соответственно, качество занятий и впечатление после них оставалось на высоком уровне.

Отдельного упоминания стоят домашние задания, которые мы получали после лекций. Уникальность курса заключается в том, что студенты, ещё не зная практически ничего о сфере, в которую решили погрузиться в ближайшие годы, с первых занятий начинают писать пробные работы в формате ВКР. Нами были рассмотрены три вида ВКР, между которыми нам предлагается выбрать при написании своей работы: исследование, проект и кейс, – и каждый из них мы попробовали воспроизвести в сжатом варианте, но с обязательным соблюдением структуры. Понимание логики построения исследования, его элементов и необходимых переменных – мощный инструмент, которым мы учимся пользоваться, читая сложную научную литературу и слушая выступления заслуженных учёных на конференциях. Именно в рамках этого курса я обнаружила для себя необходимые ресурсы для лучшего понимания структуры научного текста, как письменного, так и устного.

Теперь же, когда я постепенно подхожу к выбору темы своего исследования, мне легче делать определённые выводы и принимать решения, поскольку я могу представить, как это будет выглядеть и что я хочу получить по итогу своей работы. Насколько мне известно, в предыдущие годы этот курс не давался в первом семестре, и я рада, что решение ввести его сразу же на первом году обучения пришлось именно на наш поток – я считаю это большой удачей и ценю эту возможность”.

 

Руководитель Московского регионального отделения

Чернис Юлия Анатольевна

Чернис Юлия Анатольевна

Место работы: Тьютор Нешколы "Взлётная полоса", региональный эксперт МТА, автор сертифицированной тьюторской технологии "2К1", эксперт кафедры "Тьюторство" Академии социальных технологий.

Руководитель регионально отделения Московской области

Тьюторская магистратура

Абдуллина Лилия Энгелевна

Абдуллина Лилия Энгелевна

Место работы и должность:
НОУ ДПО ИСДП г. Москва, руководитель отдела дошкольного образования.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости