Понедельник
15 ФевИЗВЕЧНАЯ ТАЙНА ПРИОРИТЕТА ВКР
«Почему сначала нас учат писать ВКР вместо того, чтобы погрузить в тему тьюторства и индивидуализации?» С этих строк начинается рефлексивное эссе М.Паткиной, студентки первого курса тьюторской магистратуры МГПУ. И после этого вопроса мы погружаемся в любопытные рассуждения, основанные на результатах осмысления курса В.Л. Даниловой и В.Е. Карастелёва «Методологический практикум для работы с ВКР», который в деятельностном формате изучают магистранты.
“Если не задумываться, – пишет М.Паткина, – может показаться, что вопрос вполне резонный, и вы решите присоединиться к автору – всегда легко выражать недоумение, непонимание, недовольство и вставать в атакующую позицию. Однако если сначала остановиться и постараться осмыслить происходящее, то можно найти этому не только объяснение, но и логическую причину. С формальной точки зрения, как преподаватель не могу не отметить, что курс и программа в целом выстраивались профессионалами, которые, работая в этой сфере и исходя из опыта предыдущих лет существования магистратуры, регулярно адаптируют программу, предлагают наиболее подходящий для освоения и логически представленный порядок курсов. Таким образом, в структуре программы авторами заложена определённая методологическая идея и чёткая взаимосвязь между курсами.
Кроме того, важно отметить, что освоить общую структуру написания, которая используется вне зависимости от области исследования, можно гораздо быстрее, чем погрузиться в обширную сферу образования, педагогики и психологии индивидуализации, в тьюторство, его принципы, методики и инструменты. Весь этот материал мы будем изучать на протяжении двух лет магистратуры – в сравнении с методологией написания ВКР, на ознакомление с которой вполне хватило двух месяцев. Понимая структуру, на неё легче будет «нанизывать» тематику, которую мы для себя выберем для детального изучения в рамках написания ВКР. Это ещё один плюс в пользу выбранной стратегии.
Говоря о самих занятиях, невозможно не обратить внимание на то, как они были устроены: в аудитории мы всегда садились в круг, работали в группах, менялись командами. Интерактивность придавала занятиям естественность и способствовала вовлечённости в процесс. В то же время имела место лекционная часть, когда нам предлагались заранее записанные отрывки лекции по конкретной теме, к которой мы должны были составлять вопросы, а следовательно, всерьёз задумываться над ней. Этот формат сохранился при переходе на дистанционное обучение, соответственно, качество занятий и впечатление после них оставалось на высоком уровне.
Отдельного упоминания стоят домашние задания, которые мы получали после лекций. Уникальность курса заключается в том, что студенты, ещё не зная практически ничего о сфере, в которую решили погрузиться в ближайшие годы, с первых занятий начинают писать пробные работы в формате ВКР. Нами были рассмотрены три вида ВКР, между которыми нам предлагается выбрать при написании своей работы: исследование, проект и кейс, – и каждый из них мы попробовали воспроизвести в сжатом варианте, но с обязательным соблюдением структуры. Понимание логики построения исследования, его элементов и необходимых переменных – мощный инструмент, которым мы учимся пользоваться, читая сложную научную литературу и слушая выступления заслуженных учёных на конференциях. Именно в рамках этого курса я обнаружила для себя необходимые ресурсы для лучшего понимания структуры научного текста, как письменного, так и устного.
Теперь же, когда я постепенно подхожу к выбору темы своего исследования, мне легче делать определённые выводы и принимать решения, поскольку я могу представить, как это будет выглядеть и что я хочу получить по итогу своей работы. Насколько мне известно, в предыдущие годы этот курс не давался в первом семестре, и я рада, что решение ввести его сразу же на первом году обучения пришлось именно на наш поток – я считаю это большой удачей и ценю эту возможность”.