Вторник
3 Авг13.07-23.07.21 Курс дополнительного образования в Исследовательской школе Университетской гимназии МГУ
С 13 по 23 июля выпускники 7-го и 8-го классов Усть-Лабинского Лицея проходили курс дополнительного образования в Исследовательской школе Университетской гимназии МГУ, где занимались углублённым и практическим изучением естественно-научных предметов: физики, информатики, химии и биологии. Участники поездки были отобраны по результатам учебного года и получили возможность пройти специализированный курс у лучших преподавателей Московского университета.
Вместе с лицеистами обучение в Университетской гимназии проходили и тьюторы Лицея, помогающие ученикам выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Учебная программа лицеистов была сформирована таким образом, чтобы учесть личные особенности, интересы и способности учеников.
Усть-Лабинские тьюторы смогли не только наблюдать за работой коллег из гимназии МГУ, но и на практике апробировать разные тьюторские инструменты. Программа занятий была очень насыщенной и интересной: лекции, мастер классы, супервизии, беседы, экскурсии – все это сделало поездку незабываемой. Живой интерес, доброжелательность в общении, взаимодоверие стали условием для успешного сотрудничества московских коллег с Усть-Лабинской командой тьюторов. Эти 10 дней помогли понять, как осуществляется тьюторское сопровождение детей в гимназии МГУ.
В основе тьюторского сопровождения лежит понятие субъективности и право выбора ребенка самому совершать этот выбор, нести за него ответственность. Немаловажную роль играет при этом образовательная среда, которая в гимназии МГУ насыщена и вариативна за счет учебных модулей, кружков и интенсивов.
«Когда мы только переступили порог гимназии, то почувствовали, что попали в другой мир, – делится впечатлениями тьютор Усть-Лабинского Лицея Полякова Ирина Николаевна. – Пространство разительно отличалось от привычных школьных коридоров. Каждый уголок в гимназии продуман и нацелен, на то, чтобы удовлетворить любой запрос ребенка. В гимназии кроме потрясающих учебных кабинетов, лабораторий и мастерских множество зон для учебы и отдыха, есть спортивные уголки с теннисными столами, зоны для выставок индивидуальных работ, места досугово-творческие, зоны для мозгового штурма и нестандартных встреч. Великолепный спортивный комплекс, большой актовый зал и просторная библиотека».
В гимназии позиция тьютора – это позиция посредника между традиционным педагогом, ребенком и родителем. Поэтому на тьютора возложена не только роль посредника и сопровождающего ИОП, но и роль классного руководителя.
«Лично у меня, совмещение классного руководства и тьюторства вызывало много вопросов, но при личном общении коллеги-тьюторы гимназии объяснили, что к этому пришли со временем, через практику, – рассказывает Полякова И.Н. – Классный руководитель часто от родителей владеет информацией, которая помогает лучше понять ребенка. Большинство вопросов, которые возникают у родителей, связаны с учебой, а тьютор лично присутствует на уроках и занятиях и владеть всей необходимой информацией».
Тьютор в МГУ постоянно мониторит свой класс, анализирует интересы, запросы и проблемы ребенка. Помогает в них разобраться на групповых и индивидуальных тьюториалах. Являясь ресурсным человеком, организовывает встречи, контакты с необходимыми людьми (педагогами, психологами, медиками).
Большое уважение вызвала слаженная работа коллег в плане отслеживания успеваемости по предметам. В МГУ ребенку не дают возможность получить неудовлетворительную оценку. Для коллег важны крепкие знания детей. Если назрела неудовлетворительная оценка, преподаватель об этом сообщает тьютору, тьютор выясняет причину, договаривается с ребенком, когда и как ребенок может ликвидировать свою задолженность. Это касается всех контрольных работ, зачетов и экзаменов и т.п.
Тьютор работает в образовательной действительности, но в отличие от учителя, опирается не на учебный успех ребенка, а на его личностный рост. Это не значит, что тьютор не хочет, чтобы тьюторанты были успешными в учебе. Но для него не так важна сама учебная успешность, как важно, чтобы его подопечный понимал свои приоритеты, сильные и слабые стороны, определял свои образовательные шаги и ресурсы, мог выстраивать собственную образовательную программу и двигаться по ней. Коллеги из МГУ открыто делились опытом работы в этом направлении.
Стажировка в Москве завершилась для тьюторов Усть-Лабинского Лицея творческой работой в виде эссе «Один день тьютора», в которой были подведены итоги стажировки.
Для тьюторов из Усть-Лабинска поездка стала уникальной возможностью увидеть слаженную работу тьюторской службы в действии, обсудить интересующие вопросы с практикующими коллегами. Главным результатом стажировки в гимназии стало безграничное вдохновение и желание продолжать тьюторскую деятельность в Усть-Лабинском Лицее.