Вторник
30 ИюнТерритория выбора – новый формат образовательных событий в детском саду
Практика индивидуализации «Сопровождение индивидуального развития ребенка – дошкольника в вариативной образовательной среде» Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Братска, Иркутской области родилась в 2016 году. В 2017 году во время X летнего университета тьюторства на Байкале успешно прошла федеральную экспертизу и была рекомендована для тиражирования на федеральном уровне. Её целью является развитие социально успешной личности дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей, интересов в условиях вариативной образовательной среды. То есть, в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования мы попытались объединить процессы индивидуализации и социализации наших воспитанников и найти для этого эффективные инструменты.
При этом ключевой стала задача формирования у детей культуры выбора вида, содержания, партнеров деятельности в условиях открытого образовательного пространства дошкольного учреждения. Ведь делая выбор ребенок, осваивает позицию деятеля, осознаёт себя, свои способности, возможности, свою роль, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем, что в конечном итоге обеспечивает его позитивную социализацию.
Перед нами встал ряд вопросов. Какие условия могут быть созданы в детском саду для приобретения ребенком опыта выбирать не только предметы, вид и содержание деятельности, но и роль, партнеров по игре и занятиям? В какие моменты пребывания в детском саду ребенок имеет возможность делать выбор и видеть его результат? Какие шаги включает в себя формирование умение самостоятельно выбирать?
В прошедшем учебном году у нас возник новый формат образовательных событий под общим названием «Территория выбора». Они организуются за пределами группы в открытом образовательном пространстве дошкольного учреждения. При этом в них могут принимать участие как воспитанники одной группы, так из разных возрастных групп. Форма таких событий самая разнообразная: творческие мастерские, занимательный экспериментариум, конструкторское бюро или «Леголенд», исследовательско – творческие лаборатории (н-р, «Лаборатория цвета», Лаборатория звука и др.). Но все они включают в себя три важных компонента.
Первый компонент – Open space. В нашем случае, это открытое пространство со свободной планировкой, которое позволяет расширить границы физического пространства и реализовать идею разновозрастного сотрудничества. Для этого в одном или нескольких помещениях ДОУ с помощью ширм или магнитных досок организуется от 4-х до 7-ми мини – пространств, связанных единой темой. Дети имеют возможность свободно перемещаться, выбирая интересное для себя занятие. В зависимости от формы организации события это могут быть бутики, салоны, мини-лаборатории, отделы и т.д. Ребенок имеет возможность выбрать в соответствии со своими интересами и потребностями 2-3 из них. Свой выбор дети фиксируют на доске выбора, которая оформляется отдельно к каждому событию, и в чек – листах, вкладываемых затем в Личные дневники интересов.
Второй компонент «TimeChoice» или время выбора. Не реже одного раза в месяц во вторую половину дня детям предоставляется возможность выйти за пределы ДОУ и выбрать, то чему бы он хотел сегодня научиться, в каком виде деятельности попрактиковаться. А это уже третий компонент «Территории выбора» – КОПы или краткосрочные образовательные практики, представляющие собой организованную совместную деятельность, имеющую конкретный образовательный результат. В этом главное отличие «Территории выбора» от самостоятельных занятий по выбору детей. В каждом бутике ребенка ждёт педагог, который в рамках темы события приготовил детям задания, разные по уровню сложности и готов оказать им помощь, научить, показать способы деятельности. Степень помощи взрослого выбирает сам ребенок. При желании он может выполнять задание самостоятельно, используя для этого схемы или пошаговые алгоритмы. Так, например, в образовательном событии «В мастерской Деда Мороза», которое имело формат творческой мастерской, было открыто пять бутиков: «Ёлочные игрушки», «Карнавальные маски», «Новогодние гирлянды», «Новогодние открытки» и «Ёлочка – красавица». Ещё одно событие под названием «Модный салон» прошло в формате модельного агентства. Было открыто 5 студий: «Барби – мода», «Эко-мода из отходов», «Мода для себя» – детям было предложено сконструировать модный наряд для себя, используя для этого куски ткани, элементы одежды и аксесуары, «Дизайнеры одежды» – дети рисовали эскизы одежды для модных показов, «Шляпных дел мастера» – изготовление головных уборов, «Мода в стиле «хаки» – где ребята изготавливали эскизы военной формы.
Большой эмоциональный отклик у детей вызвало событие «Институт воздуха». В мини – лаборатории «Воздух – экспериментатор» им были предложено провести занимательные опыты с воздухом, в салоне «Воздух – музыкант» ребята познакомились со способами извлечения звуков из музыкальных инструментов при помощи воздушной струи организовали настоящий оркестр, в арт – студии «Воздух – художник» – научились рисовать картины с помощью воздуха, в творческих мастерских «Воздух – шалунишка» и «Воздух- тренажер» изготовили игрушки для игр с воздухом и тренажеры для развития легких. Каждый ребенок побывал в двух, а то и в трех мини–пространствах, попробовал себя в разных ролях, приобрел новый опыт и знания.
Кроме этого в течение учебного года были организованы творческие мастерские «Природа и фантазия», «Подарки для мам к 8 марта» и исследовательско – творческая лаборатория «Магия цвета» и конструкторское бюро «Дома для разных народов».
Завершаются образовательные события в технологии «Территория выбора» презентационно – рефлексивным блоком. На итоговом круге ребята демонстрируют то, чему научились, а в чек – листах фиксируют степень своей удовлетворенности собой, своей работой и её результатом и вклеивают эти листы в свой личный дневничок интересов.
Таким образом, благодаря образовательным событиям, основанным на самостоятельном выборе, у наших воспитанников появилась возможность проявить самостоятельность в непривычных условиях, осуществлять выбор без помощи взрослых, общаться с детьми разного возраста, почувствовать самого себя: свои желания, переживания, процесс и результат своих действий, получать опыт взаимодействия с педагогами других групп. Самое главное, дошкольники начинают верить в себя, собственные силы и наслаждаются собственными успехами, что в конечном итоге, положительно сказывается на их социальном развитии.