Воскресенье
30 МайРазмышляя о тьюторском сопровождении развития профессиональных компетенций педагогов в области поддержки детской инициативы и самостоятельности…
Воспитанники нашего «Солнечного города» – озорные мальчишки и девчонки, с широко распахнутыми глазами и звонкими голосами, неугомонные «почемучки». Их благополучие зависит от того, как их любят и ценят, как радостно и комфортно им живется, насколько ярко и насыщенно наполнен каждый день новыми впечатлениями.
А кто же будет наполнять каждый день интересными детскими делами? Конечно, те самые педагоги, которые заботятся о детях, поддерживают в воплощении первых маленьких замыслов, вселяют надежду на успех, создают условия для творчества и инициативы, особую атмосферу.
Давайте признаем, не всем педагогам создать такую атмосферу легко и вопрос профессиональной компетентности здесь стоит во главе угла. Для нашего коллектива эта проблема стала актуальной несколько лет назад. Стало очевидным противоречие между новыми требованиями к педагогу в связи с модернизацией системы дошкольного образования и несоответствием уровня сформированности отдельных профессиональных компетенций этим требованиям.
Особенно сложно было педагогам, имеющим достаточно длительный опыт работы в дошкольной образовательной организации. Многие педагоги отмечали, что не владеют в нужном объеме теми профессиональными компетенциями, которые необходимы для развития самостоятельности и инициативы воспитанников. А некоторые заявляли, что, у них недостаточно времени. Начался процесс поиска ресурсов и освоения технологии тьюторского сопровождения, которая сегодня позволяет каждому педагогу определиться в своей профессиональной позиции, участвовать в различных пробах и выбрать современные методы и технологии.
Нам близка мысль удивительного педагога Ш.А. Амонашвили, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог.
Каким же должен и может быть «крылатый» педагог? В повышении уровня психолого-педагогической компетентности педагога огромную роль играет самообразование, основанное в нашем учреждении на двух принципах:
- принцип К. Роджерса — «свобода учиться»: только то, что является выбором самого человека, приносит ему радость и огорчения, только за самостоятельный выбор человек несет ответственность перед самим собой и другими людьми;
- принцип А. Дистервега— «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением».
Ресурсами для сопровождения индивидуально маршрута профессионального развития воспитателей на основе их запросов и выявленных трудностей стали «тьюторский совет» и педагоги с тьюторской позицией. Так, психолог помогал в развитии психолого-педагогических компетенций, старший воспитатель – в развитии современных методических знаний и умений, продвинутые в современных технологиях воспитатели – в приобщении к инновациям.
Эффективным стало вовлечение педагогов в практические пробы по освоению позиции партнёрства. Это стало возможно через организацию теоретических и практических форматов (тренинги, тьюториалы, тьюторские консультации, взаимопросмотры и организация наставничества, открытые мероприятия, мастер-классы, фокус-группы по интересам), создание условий для интерактивного общения (смарт-доска, интерактивный пол, разнообразный развивающий материал для робототехники и лего-конструирования, мультстудия, материалы Фрёбеля и Воскобовича, наборы Робомышь, конструктор Куборо, Фанкластик и многое др.); наполнение среды центров активности в группах, организация музея «Сибирь-наш край родной» и «Русская изба», сенсорной комнаты.
Важным изменением среды стала организация в учреждении центров для общения педагогов и снижения их эмоциональной нагрузки. Так появился центр «Музыкальная палитра», релакс-комната, возможность пользоваться педагогам залом физической разрядки и бассейном. Все это помогает снять напряжение, почувствовать себя увереннее и более раскрепощенными.
Изменению модели общения педагогов с воспитанниками способствовали специально организованные коммуникативные тренинги «Мы в одной лодке», «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»», тренинги уверенности и личностного роста «Планета по имени Я», «Дотянись до звезды!», тренинги саморегуляции «Цвет моего настроения», «Сам себе психолог».
Тьюториалы «Я профессионал», «Мои успехи и трудности» помогли в развитии навыков рефлексии, в выстраивании индивидуального маршрута самообразования, в нахождении личностно значимых ресурсов.
Говоря откровенно, не сразу педагогам коллектива получилось освоить новую позицию, но сегодня все, без исключения, отмечают, что позиция педагога-партнёра им по душе.
Дети не смогут обнаруживать и использовать свои внутренние ресурсы и испытывать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Когда мы принимаем решение за ребенка – мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и самостоятельность, приобретать автономность.
Дети тысячи раз в день, в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: “Во что мне поиграть”, “Какую рубашку мне надеть”, “Каким цветом рисовать счастье?” и т.д. Как быть педагогу? Встать в позицию партнёра и не диктовать, а помочь ему выбрать дело по душе, обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации. Это не очень легко, но возможно. «ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ – НАУЧИТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ НАС» (Эрнест Легуве). Сегодня мы уверены, практика тьюторского сопровождения профессионального роста педагогов достижению данной цели способствует.
Ноздрина Елена Иннокентьевна, заведующий МБДОУ «ЦРР – ДС №9», г. Братск
Кабурова Любовь Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9», г. Братск