Понедельник
28 ДекОбсуждение вопросов индивидуализации в среднем профессиональном образовании
Ежегодная августовская конференция педагогических и руководящих работников государственных профессиональных образовательных организаций Иркутской области прошла 25 августа 2014 г. на базе ОГБОУ СПО «Черемховский горнотехнический колледж им. М. И. Щадова».
В рамках конференции прошли круглые столы по актуальным вопросам развития профессиональных образовательных организаций. В рамках одного из таких круглых столов проводилось обсуждение организационно-управленческих аспектов индивидуализации профессионального образования.
Модератором круглого стола являлась Ольга Леонидовна Попова, доцент кафедры профессионального образования и экономики образования ГАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», кандидат психологических наук.
В качестве участников в круглом столе выступили заместители директоров по учебно-воспитательной работе профессиональных образовательных организаций, преподаватели. В общей сложности – 30 человек.
В ходе работе обсуждались прежде всего вопросы актуальности и нормативно-правовая обеспеченность индивидуализации профессионального образования. Особый акцент был сделан на условиях среды, необходимых для индивидуализации образования. Наибольшую дискуссию вызвал вопрос о возможности индивидуализации в условиях стандартизированного обучения.
Продуктивной, с точки зрения участников, была часть, посвященная анализу уже имеющихся ресурсов, позволяющих реализовать индивидуализацию в профессиональных образовательных организациях, а также анализ тех ресурсов, которых пока что недостаточно или которые отсутствуют. Ключевым стал вопрос о том, где мы можем найти недостающие ресурсы и что мы можем сделать для их появления. Наибольшие затруднения, по мнению участников, в настоящее время вызывает отсутствие мотивации и инициативы со стороны обучающихся, их инертность, отсутствие желания поиска и использования ресурсов. А также отсутствие необходимых ресурсов у педагогов для «провоцирования», стимулирования возникновения такого запроса и такой инициативы.
В результате обсуждения были определены задачи, направленные на появление недостающих ресурсов:
• Изучить имеющиеся технологии индивидуализации, изучить опыт индивидуализации в рамках различных дисциплин и модулей
• Сформулировать требования к образовательной ситуации, провоцирующей появление у обучающегося (студента) образовательного запроса
• Сформулировать механизм поддержки студенческой инициативы и мотивации к появлению образовательных запросов.
• Обеспечить слушателей практикой разработки различного рода навигаторов, механизмами поиска ресурсов в среде, обеспечить виденье «всего окружающего как ресурса» через серию практических заданий
В результате проведенной работы был вынесен проект решения секции, который будет выпущен как распоряжение Министерства образования Иркутской области:
ГАУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации»:
• Организовать серию вебинаров, семинаров по вопросам индивидуализации и технологиям индивидуализации
• Организовать анализ имеющегося опыта в профессиональном образовании в области индивидуализации
• Апробировать новые модели и технологии индивидуализации (в том числе и финансовых механизмов) на базе ОГАОУ СПО «Иркутский региональный колледж педагогического образования» (ОГАОУ СПО ИрКПО)
• Совместно с ОГАОУ СПО ИрКПО: Обобщить полученный опыт в рамках семинара.
Организовать выпуск методических материалов, посвященный вопросам индивидуализации в рамках ФГОС.
Следует отметить, что в рамках обсуждения мы несколько вышли за рамки обозначенной темы (организационно-управленческие аспекты), но может быть индивидуализация в том и заключается, что мы идем за запросом аудитории, а не за запланированным планом работы в группе.