Среда
15 АвгО деятельности практики индивидуализации профессионального развития педагогов муниципального образования города Братска в 2017-2018 учебном году
Август 2017 года стал значимым событием для развития практик индивидуализации и тьюторского сопровождения города Братска. Сразу три практики образовательных организаций (ДОУ №9,68 и МАУ ДПО «ЦРО») прошли сертификацию в рамках «Летнего университета тьюторства-2017″. Практики были признаны соответствующими корпоративным стандартам МТА и рекомендованы для распространения на федеральном уровне. Сертификация практик способствовала развитию образовательной среды муниципалитета и уверенной трансляции опыта МАУ ДПО «Центра развития образования» на мероприятиях разных уровней.
На сегодняшний день участниками инновационной деятельности муниципалитета являются 56 образовательных организаций муниципалитета (53%) (из них 27 (45%) – дошкольные образовательные организации, 26 (65%) – общеобразовательные организации и 2 (33%) организации дополнительного образования). В такой среде образовательные организации становятся ресурсом при представлении собственного опыта и выступают в качестве обучающихся при освоении опыта других.
Большое внимание в рамках развития муниципальной практики уделяется развитию неформальных и информальных форм образования педагогов.
На уровне муниципалитета к неформальным формам относятся сетевые сообщества («Школа современного педагога», «Школа тьютора», «Школа качества», лаборатория, педагогические мастерские) сетевые проекты, профессиональные конкурсы и образовательные события.
К информальному образованию относятся сетевые проекты с учреждениями культуры (театры, музеи, музыкальные школы), общественными организациями (Союз журналистов, Лига КВН и др.), экскурсии педагогов на предприятия города, посещение музеев, художественного выставочного зала и пр.
«Школа современного педагога» (ШСП), является универсальной формой сетевого взаимодействия и доступна для педагогов всех уровней образования. Работа сообщества организована с позиции индивидуализации, что позволяет педагогам апробировать процесс сопровождения индивидуального образовательного маршрута на себе, освоить тьюторскую технологию и инструменты сопровождения, а потом использовать данные компетенции в работе с детьми.
Участие в работе школ носит заявительный характер и не является обязательным для всех. В школе педагог проектирует и реализует ИОМ и создает итоговый методический продукт. Создание продукта является критерием успешного завершения курса обучения.
В 2017-2018 учебном году было открыто 26 направлений ШСП. Впервые с начала реализации практики была открыта ШСП по направлению «Дополнительное образование», данное сообщество стало одним из самых многочисленных (57 педагогов).
Всего участниками ШСП стали 1433 педагога. Реализовали ИОМ 1275 педагогов, что составило 89%. Выполнили итоговый методический продукт 72 % педагогов. По результатам опроса текущего года, деятельность в рамках ШСП была эффективна для 84,6% участников.
С целью восполнения тьюторских компетенций руководителей ШСП продолжает свою деятельность «Школа тьютора». Обучаясь в «Школе тьютора», руководители ШСП выступают в роли тьюторантов, изучают теоретические аспекты индивидуализации и тьюторского сопровождения, разрабатывают и апробируют инструменты тьюторского сопровождения и создают итоговые тьюторские продукты. Опыт показывает, что не каждый желающий педагог может освоить тьюторские компетенции. Во многом, тьюторская позиция зависит от личностных особенностей педагога, его способности выстраивать партнерские отношения, быть гибким и мобильным.
В этом году в рамках «Школы тьютора» апробированы такие формы, как образовательный квест, лекция-навигатор и веб-квест.В целом, деятельность «Школы тьютора», способствовала улучшению показателей по сохранности контингента участников ШСП, повышению количества и качества итоговых методических продуктов, созданных педагогами в ходе реализации ИОМ, развитию рефлексивной составляющей в деятельности педагогов.
Одной из самых эффективных форм сетевого взаимодействия, представленных в пространстве муниципалитета, является «Педагогическая мастерская». Данная форма выстраивается с позиции индивидуализации и реализуется для педагогов ДОУ с 2016 года. В педагогических мастерских педагоги-мастера обучают педагогов, желающих освоить определенную технологию. Важен тот факт, что все педагоги, выступающие в роли мастеров, сами осваивали технологию у ее авторов или известных в педагогической или научной среде носителей. Педагоги, прошедшие курс обучения в «Педагогической мастерской», развивают полученный опыт в своих образовательных организациях.
В 2017-2018 уч. году были открыты педагогические мастерские по 5 технологиям: ИК – технологии, проектные, игровые, здоровье – сберегающие технологии и социоигровая педагогика. Обучение в мастерских прошли 116 педагогов.
Важным форматом для развития открытой образовательной среды является событийность. Такими образовательными событиями для педагогов являются ежегодные презентации инновационного образовательного пространства муниципалитета в рамках августовских встреч педагогических работников, межрегиональный этап Международной ярмарки социально-педагогических инноваций; Фестиваль сетевых сообществ педагогических работников города Братска и многое другое.
Важным событием, завершающим цикл работы сетевых сообществ муниципалитета является Фестиваль сетевых сообществ. Фестиваль включает серию методических мероприятий, возможность размещения материалов в печатном и электронном сборниках, представление опыта на открытых дискуссионных, презентационных и стажировочных площадках, площадках, семинаров что очень важно – получение оценки своей деятельности профессиональным сообществом города.
В этом году фестиваль включал работу традиционной научно-практической конференции «ФГОС: инновационный ресурс развития» и «Выставку итоговых методических продуктов», созданных в ходе работы сетевых сообществ. Работа конференции была представлена шестью секциями (презентационными и дискуссионными площадками). В НПК приняли участие 825 педагогов, из них представили опыт 68 участников.
На выставке было представлено 62 итоговых продукта, признанных лучшими по итогам внутренней экспертизы сетевых сообществ и вошедших в муниципальный реестр лучших педагогических практик.
Фестиваль – не только площадка для подведения итогов работы сетевых сообществ, но и площадка для проведения стартовой диагностики на получение образовательного запроса от педагогов на следующий учебный год. Так, по итогам выставки на следующих год от участников получен запрос на проведение обучающих семинаров по составлению ЭОР по предметам и свободного доступа к итоговым продуктами.
Работа по реализации данного запроса уже начата (проведена серия вебинаров по разработке ЭОР, два очных семинара по использованию такого цифрового инструмента образовательной среды, как платформа «Я-класс» и семинар по презентациисовременных образовательных контентов системы дистанционного образования) и будет продолжена в следующем учебном году.
В 2017-2018 уч. году апробирована практика проведения Единых методических дней с использованием ресурса ВК «Мираполис». Проведено 4 такие виртуальные встречи, участниками которых стали педагоги Братска, Ангарска, Бодайбо, Усть-Илимска и Казачинско-Ленского района. Темы для обсуждения касались актуальных вопросов образования. Особенно востребованным стал методический день, посвященный вопросам индивидуализации образования.
Одним из самых ярких и значимых событий 2017-2018 учебного года стала региональная стажировочная сессия для педагогов дошкольного образования. Стажировочная сессия была выстроена с позиции индивидуализации. Работу муниципалитета представили 12 площадок на базе 13 дошкольных организаций города Братска. Каждый стажер имел возможность выбрать две практики для очного прохождения и до 10 практик для дистанционного прохождения стажировки. Опыт работы представили 14 образовательных организаций, МАУ ДПО «ЦРО» и департамент образования города Братска. Участниками сессии стали 139 участников из 24 муниципалитетов. Возможностью пройти обучение в дистанционном формате на Педагогической площадке города Братска воспользовался 41 педагог из 6 муниципалитетов, некоторые участники изучили опыт сразу нескольких площадок. Завершили дистанционную форму обучения в полном объеме 15 педагогов (37%).
Информационное пространство муниципалитета продолжает наполняться материалами сайтов образовательных организаций, виртуальных площадок сетевых сообществ педагогов, печатными и электронными изданиями (сборники серии: «Методическая библиотека Центра развития образования г. Братска», информационно-методический вестник «ФГОСточка-Bratsk» (http://www.obrbratsk.ru/cro/fgostochka.php)). На Образовательном портале города Братска создан раздел «Медиатека», где размещены материалы Интернет-педсоветов, дистанционных конференций и вебинаров разных уровней.
Ярким направлением современного информального образования педагогов является участие в сетевых проектах с учреждениями культуры и организация экскурсий для педагогов на предприятия города. Подобное сотрудничество позволяет расширять кругозор педагогов, развивать общепедагогические компетенции и личностные качества, помогает формировать представление о деятельности ведущих предприятий города для успешной организации профориентационной работы с обучающимися. Методистами ЦРО в 2017-2018 учебном году организовано 4 экскурсии, которые посетили 78 педагогов ОУ.
К результатам 2017-2018 года относятся: рост методической активности педагогов и образовательных организаций; появление новой практики индивидуализации и тьюторского сопровождения на базе дошкольной организации № 97, которая прошла региональную экспертизу и готовится к защите на федеральном уровне в рамках «ЛУТ-2018; внесение 4 практик образовательных организаций муниципалитета в региональный реестр лучших педагогических и управленческих практик, а также высокие результаты участия педагогов и образовательных организаций г. Братска в профессиональных конкурсах разных уровней (в том числе, победа Пронович Т.В., СОШ №32 на региональном этапе конкурса «Учитель года»).
Немаловажным показателем успешности реализуемой в муниципалитете практики является интерес коллег и оценка нашей деятельности профессиональным сообществом регионального, всероссийского федерального уровней. Так, на муниципальном и межмуниципальном уровне подписаны соглашения о сотрудничестве с методическими службами городов Томска, Рязани, Челябинска, Гурьевска, Ангарска, Бодайбо, Перми и Нижнеилимского района, ММС других городов и республики Бурятия. Обмен опытом в формате вебинаров, форумов, Единых методических дней и Гостевых встреч со специалистами методических служб северных городов и других регионов РФ и ближнего зарубежья подтверждает интерес и готовность территорий перенимать опыт Братска на местах. Часть наших подходов уже реализуются коллегами муниципальных методических служб Казачинско-Ленского муниципального района, города Бодайбо и Бодайбинского района.
В 2017-2018 учебном году опыт Братска по организации работы по переходу профессиональный стандарт был представлен на мероприятиях разных уровней и везде вызывал профессиональный интерес и высокую оценку коллег:
– на вебинаре «Как организовать работу с педагогическим коллективом по переходу на профессиональный стандарт «Педагог», сайт профессионального сообщества «Преемственность в образовании», октябрь, 2017г.;
– на Всероссийской научно-практической конференции «Опыт и проблемы введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования и профессионального стандарта» г. Челябинск, ноябрь 2017 г.;
– Межрегиональном семинаре «Эффективные практики повышения качества образования в школах с низкими результатами. Опыт, проблемы, перспективы». г.Челябинск, декабрь 2017г.;
– на Межрегиональном форуме «Организация работы с педагогами по переходу на профессиональный стандарт «Педагог» на портале издательства «Академкнига/Учебник», декабрь, 2017г.;
– на Всероссийской научно-методической конференции “Совершенствование качества образования”, тема выступления «Профессиональный стандарт педагога как один из инструментов повышения качества образования», г. Братск, март, 2018г;
– на всероссийском семинаре-совещании «государственно-общественное управление, профессиональные ассоциации, методические объединения, сетевые сообщества и развитие Российского образования», тема выступления «Современные подходы к организации методической работы как одно из основных условий развития муниципальной системы образования», г. Новосибирск, апрель, 2018г.;
– на Международном образовательном салоне, в рамках работы открытой панельной дискуссии «Национальная система учительского роста: реалии и перспективы», тема выступления «Кластерная модель сетевого взаимодействия в условиях формального, неформального и информального образования», г.Москва, апрель, 2018.
По итогам региональной экспертизы лучших педагогических и управленческих практик Иркутской области, материалы практики МАУ ДПО «ЦРО» «Лучшая практика реализации Профессионального стандарта педагога на уровне муниципального образования» стали победителем (Диплом 1степени) в номинации «Лучшая практика реализации профессионального стандарта учителя», апрель, 2018г.
Таким образом, реализация практики индивидуализации позволяет создавать условия для построения и реализации ИОМ педагогов, способствует подготовке педагогов к введению профессиональных стандартов и повышению качества образования муниципалитета в целом.