Среда
24 Апр19.04.2019. Ретроспективная сессия как этап тьюторского сопровождения
Тьюторское сопровождение в Иркутском институте развития образования не новшество. Уже несколько лет Центр социализации, воспитания и инклюзивного образования экспериментирует с самыми разными техниками тьюторского сопровождения. Однако акцент, в основном, делался на определении запроса участников и построении индивидуального образовательного маршрута (в рамках индивидуальных проектов слушателей). Сейчас же преподаватели курсов повышения квалификации ставят перед собой задачу найти наиболее интересные и эффективные способы проведения рефлексии, реализации этапа «масштабирования». В этот раз – мы, вместе с преподавателями Института и слушателями курсов обратились к Agile-техникам, а именно – к техникам проведения ретроспективных сессий. Конечно, такие техники необходимо адаптировать, но, как считают экспериментаторы, они вполне вписываются в тьюторскую модель.
Что предлагалась слушателям:
Восстановить в памяти ход всей сессии. Вспомнить все события, идеи, мысли, кулуарные разговоры, темы, упражнения, фразы, которые имели для слушателей личное значение или просто оказались важными. Записать каждое из них на отдельной карточке и разместить на временной шкале, после чего участники могли пройтись вдоль временной шкалы, прочитать что разместили их коллеги, что-то дописать. Также мы предложили участникам «проголосовать точками» – то есть разместить небольшие стикеры (каждому выдавалось по две таких точки) на тех карточках (своих или чужих), которые нашли внутренний отклик у участников. Одновременно с этим, внизу временной шкалы участники обозначали свое эмоциональное состояние на разных этапах сессии.
Такая работа позволила нам не только вспомнить, что вообще происходило во время сессии, но и увидеть закономерности – какие события оказались наиболее значимыми, обсудить с чем это связано, какие эмоции испытывали участники во время этих событий, ну и главное – перейти к вопросу «что же я теперь буду со всем этим делать, какой же будет мой следующий шаг». С моей точки зрения, такая ретроспективная сессия является хорошим «провокатором», который показывает участникам, что у них теперь не получится спрятать или проигнорировать весь тот опыт, что они получили во время сессии. И это, как мы надеемся, обеспечит слушателям дальнейшее расширение их зоны актуального развития.