Среда
15 ИюнТьюторство. Живая практика
Прошедшая неделя завершилась весьма важным событием для тьюторского сообщества республики. Состоялся образовательный бенчмаркинг-салон «Тьюторство. Живая практика». Образовательное событие проводилось Чувашским республиканским институтом образования совместно с Чувашским региональным отделением межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) в рамках Летнего университета тьюторства-22, который ежегодно проводится правлением МТА.
Почему свое образовательное событие мы назвали бенчмаркинг-салоном? И вообще, что такое бенчмаркинг? Многим может показаться, что организаторы события просто воспользовались модным, но не очень понятным словом из соображений рекламного характера. Но это не совсем так, то есть совсем не так.
«Benchmark» – это точка отсчета, точка измерения, критерий, база сравнения, набор методик, позволяющих изучать опыт других и внедрять лучшие практики в своей организации. Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах ведения дел. В основе бенчмаркинга – не конкуренция, когда «кто-то выиграл, кто-то проиграл», а сотрудничество, когда «выигрывают все».
Бенчмаркинг-салон – это особое место, где происходит не только знакомство с лучшими практиками и технологиями, претендующими на право войти в республиканский банк лучших практик и технологий в области индивидуализации образования и тьюторства, но и место обсуждения и заключения соглашений (намерений) о сотрудничестве образовательных организаций или авторов практик и технологий, участников Панорамы -2021 года и Панорамы «Мишень-22», с участниками бенчмаркинг-салона.
В рамках Салона работали несколько Залов.
Организаторы Философского зала, гость нашей республики Ветров Сергей Владимирович и директор гимназии № 5 Исаева Инна Владиславовна, предложили всем участникам бенчмаркинг-салона вслух поразмышлять о современных вызовах, современном поколении и о тьюторстве, которое может стать в данной непростой ситуации весьма перспективным инструментом образования.
А в Видеозале салона (ведущий организатор – Иванова Елена Николаевна), благодаря калейдоскопу практик и технологий (монтаж – Чимбиржи Олеся Борисовна) участники вместе вспомнили о том опыте, который был представлен на Панорамах образовательных практик и технологий в течение двух последних учебных лет (2020 -2021 г.г., 2021-2022 г.г.). Далее всем участникам бенчмаркинг-салона предстояло сделать свой выбор в пользу участия в работе того или иного Зала. Тем, кому трудно было сделать выбор, готово было помочь Бюро тьюторских услуг (Жукова Ленина Леонарьевна, Поликарпова Марина Георгиевна, Егорова Елена Геннадьевна и Никулина Наталия Владимировна), но их помощью так и никто не воспользовался. Все участники самоопределились еще до начала работы салона.
Тьюторский зал, собравший тех, кто хотел узнать об индивидуализации образования и о тьюторстве как можно больше, оказался самым многочисленным. Ведущий организатор Зала, директор сетевого института индивидуализации и тьюторства, член правления МТА, федеральный эксперт в области индивидуализации образования и тьюторства Ветров Сергей Владимирович не просто рассказал об индивидуализации и тьюторстве, но и вдохновил многих участников Зала на реализацию конкретных индивидуальных проектов в этой области деятельности, подарив участникам электронную версию своей книги об индивидуализации и тьюторстве.
Особый зал неслучайно был назван особым (ведущий организатор Зала – Земскова Валерия Владимировна). Он объединил учителей, специалистов сопровождения и тьюторов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный зал был крайне востребованным, поэтому работал в режиме «онлайн», предложив таким образом коллегам из разных районов республики и других российских регионов присоединиться к обсуждению практик тьюторского сопровождения детей с особенностями развития. Так, в онлайн-формате в этом Зале работали представители 4-х городов и районов республики (г.Новочебоксарск, г.Канаш, г.Козловка, Моргаушский район) и 3-х регионов страны (г. Братск и г.Усть-Илимск Иркутской области, Чернушинская школа Пермского края и педагоги из г. Арзамаса Нижегородской области). Большой интерес у участников бенчмаркинг-салона вызвала практика тьюторского сопровождения дошкольников с особенностями развития, представленная Ганиевой Светланой Сергеевной, учителем-логопедом и Савушкиной Александрой Алексеевной, воспитателем МБДОУ № 12 «Брусничка» г. Усть-Илимск. Среди участников Зала были и родители детей с особенностями развития.
Детский зал, ведущим организатором которого была Федорова Алевтина Юрьевна, собрал тех, кто обеспечивает сопровождение дошкольников. Своим опытом работы делилась команда воспитателей и специалистов сопровождения МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 185» г.Чебоксары, продолжающих в своем детском саду реализацию сертифицированной в 2015 году практики «Создание условий индивидуализации образования через включение дошкольников в проектную деятельность». С тех пор практика прошла дважды ресертификацию, в 2018 году и в 2021 году, так как практика продолжает успешно развиваться, наполняясь новыми проектными идеями и технологиями. Но в этом зале также активно работала команда специалистов сопровождения (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов) МБДОУ «Детский сад № 82» г.Чебоксары, которая совместно с воспитателями и педагогами представила во время Панорамы «Мишень -22» пять интереснейших практик использования в работе с дошкольниками, в том числе и с теми, кто имеет особенности развития, современные методические пособия и оборудование, направленные на активное использование в работе с дошкольниками принципа индивидуализации образования.
Зал тьюторских технологий (ведущие организаторы Зала: Васенина Ольга Геннадьевна и Жукова Ленина Леонарьевна) был организован для тех участников салона, что были ориентированы на знакомство с новыми технологиями в области индивидуализации образования и тьюторства. Несомненное лидерство в этой сфере деятельности держит по сей день МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары, в арсенале которых 4 технологии тьюторского сопровождения, три из которых сертифицированы федеральными экспертами Межрегиональной тьюторской ассоциации. Две технологии из них были представлены участникам Зала: «Образовательное событие как возможность…» и «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ старшеклассника». В этом Зале также была представлена технология «Индивидуализация в малокомплектной сельской школе», созданная более 10 лет тому назад в рамках республиканского проекта «Мое образование» (2009-2012 г.г) командой педагогов Алтышевской средней общеобразовательной школой Алатырского района. Практика живет, развивается и представляет интерес не только для сельских, но и городских школ, реализующих принцип индивидуализации образования в своей деятельности. Завершилась работа Зала практикумом, посвященным освоению стратегий и приемов таких технологий, как «Развитие критического мышления при чтении и письму» и «Творческая (французская) мастерская» (ведущие: Янова Татьяна Борисовна и Жаркова Наталья Леонидовна).
Экспертный зал работал для тех, кто готов представлять свои практики и технологии на экспертизу, но не знает, как это сделать и для тех, кто хотел бы стать экспертом в области индивидуализации образования и тьюторства. Ведущий организатор Зала Иванова Елена Николаевна предложила в пробном формате проэкспертировать практики молодых тьюторов. Решились на это Оленева Нина Александровна, автор практики «Метапредметный модуль для обучающихся 5 классов, как инструмент адаптации к основной школе. Тьюторские подходы к задачам взросления» и Никулина Наталия Владимировна, автор практики Практика «Семь шагов к успеху» (повышение мотивации подростков к успешному обучению с использованием технологий тьюторского сопровождения).
В Родительском (семейном) зале (ведущий организатор Поликарпова Марина Георгиевна) собрались родители, которым было интересно понять, как помочь своим детям, в том числе детям – подросткам, а также, как помочь другим родителям использовать технологии тьюторского сопровождения в семейном образовании. Попытались понять самое важное в общении со своими детьми, попробовали через игру «Фотограф и Фотоаппарат» ощущение на себе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений. Степанова Валентина Николаевна, педагог-психолог МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», используя технологию вопрошания «Воронка», предложила мамам поучиться закреплять за ребенком позицию субъекта своей детской деятельности. В завершение познакомились с технологией «ЗРД» (замысел, ресурс, деятельность).
Кульминацией бенчмаркинг-салона всегда является работа Зала переговоров (ведущий организатор Николаева Татьяна Львовна), в котором происходит обсуждение и заключение соглашений (намерений) о сотрудничестве между авторами практик и технологий и участниками бенчмаркинг-салона. Во «избежание изобретения велосипеда» стороны договариваются между собой о сотрудничестве, об организации совместной деятельности. Это могут быть совместные проекты, проведение обучающих семинаров одной стороной для другой, разовые или цикличные, групповые или индивидуальные консультации, организация профессиональных проб или детских деятельностных проб. Разных вариантов много. Все обсужденные формы работы учитываются в самом соглашении.
На сей раз за стол переговоров сели представители МАОУ «Гимназия № 5» Г. Чебоксары, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», МБОУ «Алтышевская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59 « г.Чебоксары
Рефлексивный зал салона позволил обсудить важность и значимость того, что случилось для каждого участника, если случилось, задать вопросы, обсудить все, что осталось за кадром, оказалось неозвученным или породило новые вопросы.
В завершение были объявлены самые активные участники Панорамы «Мишень -22». Со стороны авторов ими были признаны команда специалистов МБДОУ «Детский сад № 82», представившая на Панораме 5 практик. А со стороны участников, не представлявших свои практики, но активно знакомящихся с практиками других педагогов, самым активным участником была признана Краснова Татьяна Александровна, воспитатель с функциями тьютора БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 1» Минобразования Чувашии, познакомившаяся с практиками и технологиями 17 презентационных площадок.
Но самым важным событием закрытия бенчмаркинг-салона стало объявление лучших практик и технологий, вошедших в республиканский банк лучших практик и технологий в области индивидуализации образования и тьюторства.
Лучшими были признаны 4 технологии МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары и технология МБОУ «Алтышевская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района.
Лучшими практиками были признаны 9 практик. Из них: две практики МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары, две практики МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Чебоксары, включая совместную практику школы и учителей начальных классов, участников мастерской «Личностно-ориентированное обучение» ассоциации учителей начальных классов «XXI век», одна практика МБОУ «Лицей № 44» г.Чебоксары, одна практика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г.Чебоксары (автор- Иванова Н.В.), одна практика МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 185» г.Чебоксары, одна практика МБДОУ «Детский сад № 45» г.Чебоксары, одна практика БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» Минобразования Чувашии (авторы: Горчихина М.Ю., Прагуськина Н.Н.
Познакомиться с анонсами практик и технологий, вошедших в республиканский банк лучших практик и технологий в области индивидуализации образования и тьюторства, можно будет на сайте института образования.
Т.Г.Никулина, заместитель оргкомитета образовательного
бенчмаркинг-салона «Тьюторство. Живая практика»,
руководитель Чувашского регионального отделения МТА