Понедельник
3 АпрТьюторский сейшн: сыграть и не сфальшивить.
В марте этого года мне посчастливилось в пятый раз стать участником Всероссийского тьюторского сейшна, и не просто участником – а членом оргкомитета. Для меня это важно, потому что подготовка к событию (почти полгода еженедельных онлайн совещаний) – стала настройкой, которая позволила всем 92 участникам сейшна – взрослым и детям из разных регионов – реализовать уникальную модель образовательного события. По традиции, тьюторский сейшн проходил в рамках образовательного интенсива «Вперед, в будущее!». Его организовали АНО ДПО «Сетевой институт ПрЭСТО» совместно с МОО «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация». А принимала нас гостеприимная команда города Чайковского Пермского края. В этом году ключевым событием интенсива стал Фестиваль свободного проектирования.
Фестиваль свободного проектирования стал временем и местом, где каждый из его равноправных участников смог воплотить в реальном времени идею собственного проекта. Идеи проектов у авторов рождались из собственных желаний и интересов: «хочу провести мастер-класс или авторскую студию, где научу других тому, что умею делать сам»; «хочу провести для других что-нибудь интересное»; «хочу что-то создать в медиа-пространстве»; «хочу воспользоваться возможностью сделать что-то в городе Чайковском»; «хочу сделать шаг в своем развитии и организовать для себя деятельностную пробу» и др.
Иногда воплощение идеи проекта требовало более продолжительного времени – тогда в рамках Фестиваля можно было реализовать часть замысла; такие проекты попадали в направление «Шаг вперед». Рассматривался и вариант разработки проектов «по заказу» оргкомитета – его выбрали те, кто захотел сделать полезное для лагеря.
По опыту организации проектной деятельности в школе я знаю, что у педагогов, очень часто возникает вопрос: каким должен быть уровень (масштаб) проекта? С точки зрения организаторов Фестиваля понятия «простой» или «сложный» применительно к проекту относительны. Любой проект – это своеобразный «бросок», когда человек впервые пробует сделать то, чего еще не делал. Для кого-то это будет абсолютно новым опытом в организации события, для кого-то – пробой взаимодействия с новыми людьми в новых условиях. Кто-то впервые испытает себя в планировании действий и доведении их до результата, кто-то – в организации командной работы. В этом плане интенсив «Вперед, в будущее!» создает уникальную среду для воплощения смелых замыслов.
Свободное проектирование предполагает, что у автора проекта нет руководителя (в привычном понимании этого слова) – человека, который направляет ход проекта, указывает на ошибки и просчеты, контролирует действия, подсказывает пути выхода из проблемных ситуаций и т.д. Но в процессе разработки и воплощения собственной идеи автор проекта имеет возможность опираться не только на себя, но и на ближайшее окружение, в том числе – взаимодействовать со взрослыми, находящимися на разных позициях. Какие же это позиции? Кто осуществлял сопровождение проектов?
Во-первых, тьюторы: именно в тьюторских группах и в ходе индивидуальных тьюториалов обсуждались проектные замыслы; организовывалась рефлексия на разных этапах реализации проектов. Во-вторых, авторы проектов могли обратиться к консультантам – людям, обладающим компетенциями в области, связанной с проектом.
Несомненно, сопровождением проектов занимались организаторы фестиваля. Во время подготовки к фестивалю оргкомитетом были выделены такие виды проектов: «Досуговые проекты», «Медиа-проекты», «Выход за периметр» (проекты с выходом в город), «Self-проекты», «Шаг вперед», «Проекты по заказу». За каждое направление отвечал один из членов оргкомитета.
Образовательный интенсив «Вперед, в будущее!» длился всего неделю. Но за эту неделю родилось столько интересных идей! На интенсиве мне поручили быть «диспетчером» проектного офиса. И распределяя в расписании по времени и месту, события, спроектированные участниками фестиваля, я радовалась и даже гордилась тем, как много нам всем удалось воплотить в жизнь. А вспоминая то, как увлеченно и дети, и взрослые проводили стендовую презентацию своей проектной активности, как искренне говорили о личных результатах на заключительном семинаре, я могу смело утверждать, что каждый участник интенсива смог создать свою собственную модель проектного пространства. Выражаясь в стиле «сейшн», сыграл и в ансамбле, и соло.
Иванова Елена Николаевна, федеральный эксперт МОО МТА