Субъектность – путь к самостоятельности
 /  Государственная школа / Чувашия / Субъектность – путь к самостоятельности

Субъектность – путь к самостоятельности

Субъектность – важное понятие для современного образования. Оно тесно связано с процессом обретения растущим человеком самостоятельности. Субъектность проявляется в деятельности и, что важно, только в ней и формируется. В этом плане проектная деятельность – один из мощных ресурсов для формирования субъектности школьника.

У нас в Лицее №44 города Чебоксары сложилась определенная система организации проектной деятельности, частью которой является работа школьников над индивидуальными образовательными проектами.

В пятом классе каждый ребенок реализует проект в той области, которая ему наиболее интересна. Наблюдается интересная закономерность: очень часто дети затрудняются в выборе темы будущего проекта. Хотя опыт работы над проектами в начальной школе был практически у всех пятиклассников, поступивших в лицей, практика показывает, что темы этих проектов часто предлагались педагогами. «Родить» собственную идею многим детям достаточно сложно. И здесь к работе подключаются более старшие школьники из проектной команды «Тьюторство. Версия 5.0». Проект родился по инициативе самих старшеклассников два года назад, и тогда решался вопрос о том, как назвать его участников. Кураторы? Шефы? Вожатые? В Лицее нет штатных тьюторов, но тьюторская стажировочная площадка существует уже давно, и слово было на слуху. Поэтому идея работы с пятиклассниками (а все они приходят в лицей из разных школ, и освоиться им на новом месте всегда нелегко) в качестве тьюторов – тех, кто знает уклад школы и может сориентировать в нем новоявленных лицеистов – старшеклассникам пришлась по душе. У каждого пятого класса два-три тьютора. Сейчас к ним есть конкретный запрос: помочь пятиклассникам определиться с выбором темы и с выбором учителя, который станет руководителем проекта.

В параллели шестых классов реализуется единый проект – «Чебоксары: мой город». Цель участников проекта – поиск интересных мест в своем городе и прокладывание к ним образовательных маршрутов. Проектные продукты – это печатный путеводитель и экскурсия, которая проводится для членов семьи. Уже тогда, когда мы начинали этот проект, стало понятно, что ресурса педагогического коллектива для руководства проектами детей недостаточно. И тогда пришла идея кураторства. Кураторами становятся десятиклассники. В каждом десятом классе выбирается (исключительно по собственному желанию) диспетчер проектного офиса. Задача диспетчеров – распределить кураторов, держать, как говорится, руку на пульсе, а в апреле организовать конференцию, на которой будет защита проектов – одновременно в нескольких кабинетах, в смешанных группах. Начиная с этого учебного года в учебном плане старшеклассников появился предмет «Индивидуальный проект». И в нашем лицее проект «Кураторство» – это часть программы данного предмета. Конкретная практика реализации масштабного проекта – прекрасная возможность для десятиклассников освоить технологию проектной деятельности! Важно, что в этой деятельности они постигают такое понятие, как «индивидуализация». Ведь только после знакомства со своим «подопечным» шестиклассником куратор может решить, кем он для него станет: помощником? наставником? контролером? учителем, помогающим, например, освоить компьютерные программы по созданию буклетов? А может быть, старшим другом? Кроме того, на конференции десятиклассники выступают еще и в роли экспертов, оценивающих представленные проекты.

Все семиклассники у нас работают над проектом «Моя родословная». Без учителей, без кураторов, но с помощью родителей. Единой формы проектного продукта нет: каждый вправе сам решить, в каком виде будет представлена родословная. Но единые критерии к оценке проектного продукта есть, и они были разработаны самими семиклассниками, которые пять лет назад начинали этот проект. И именно сами школьники каждый год занимаются организацией детско-родительской конференции, которая проходит в один день, вернее, вечер. Составить списки групп (так, чтобы в каждой были представители разных классов), найти кабинеты, проверить технические средства, напечатать и оформить протоколы и экспертные карты, стать вместе с родителями экспертами (и тактично не позволять взрослым «рулить» в оценивании проектов) – с этим наши семиклассники справляются самостоятельно и вполне успешно.

Впервые в этом учебном году мы затеяли единый проект в параллели 8-х классов. Обсуждали с восьмиклассниками вместе, собравшись в актовом зале, идею, которая всем откликнулась: «Мое погружение в профессию». Приняли решение: выйти за привычные рамки конференций и устроить стендовую защиту «погружений». Собралась рабочая группа (дети назвали ее «Творческое комьюнити»), которая в настоящий момент занимается разработкой оригинального макета стендового отчета, где «история погружения» каждого автора проекта будет считываться с QR-кода. А поскольку мы, педагоги, в этом деле не сильны, обучать одноклассников работе с современными цифровыми технологиями будут сами представители «комьюнити».

Что же касается реализации итогового индивидуального проекта в 9-м классе, то здесь дети самостоятельны во всем: они и авторы, и руководители собственных проектов, они вправе выбрать любую тему и любой вид проекта (исследовательский, информационный, творческий, прикладной, self-проект). Жесткие рамки только в том, что каждый девятиклассник оформляет паспорт проекта, самостоятельно организует его презентацию и представляет отчет на проектной сессии (их всего пять в течение года). А экспертами на проектных сессиях работают десятиклассники и те учащиеся 9-х классов, которые успешно защитили свои проекты на предыдущих сессиях. В январе этого года за день до назначенной даты проектной сессии стало известно, что все школы переводятся на дистанционный режим работы. Но мы не стали переносить сроки сессии, и эксперты смогли справиться с возникшей проблемой: защиту проектов они организовали в онлайн-формате, самостоятельно выбирая платформы для дистанционного взаимодействия.

Опыт работы над индивидуальными проектами в старшей школе описывать пока еще рано: учащиеся 11-х классов впервые будут их защищать только в этом году. Осенью прошла стратегическая сессия, на которой они представляли свои замыслы. И по итогам заявок командой старшеклассников создается специальный сайт, в котором собран банк проектов. Идея хороша, а жизнеспособность этого проекта покажет время.

Время покажет и то, насколько самостоятельными будут наши выпускники в умении принимать и преодолевать вызовы времени.

 

 

Иванова Елена Николаевна,

педагог-организатор МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары.

 

 

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Поликарпова Марина Георгиевна

Поликарпова Марина Георгиевна

mgpolikarpova@gmail.com,

Образование:

  • 2010 г. ЧГУ им. И. Н. Ульянова Инженер-энергетик, диплом с отличием; 2017 г. – курс «Семейное консультирование», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2018 – курс «Психокоррекция», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. с 2018 г. – Семинары и лекции П. Амонашвили, Л. Петрановской, Д. Зицера. 2019 г. – Семинар для педагогов «Современное педагогическое искусство: азбука НО». Теория и практика НО, философия современного образования, методы и подходы, знакомство со школой "Апельсин". Лектор: Дима Зицер. Институт неформального образования, Санкт-Петербург. 2020 г. – Курс «Навыки самообразования», Томский государственный университет. 2021 г. – Томский государственный университет Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в сфере образования», защита ВКР на отлично.

Место работы:

  • Самозанятый. Руководитель тьюторского пространства «На стороне ребенка», г. Чебоксары


Профессиональные интересы:

  • Оказываю сопровождение на этапах перехода. Работаю с альтернативными школами, семьями и детьми. Помогаю выстроить открытую, вариативную, провокативную и избыточную среду детям в частном образовании.
  • Визитка РО Чувашской республики
  • Координатор страницы Государственной школы

    Координатор страницы Государственной школы

    e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости