Сопровождение детских проектов
 /  Чувашия / Сопровождение детских проектов

Сопровождение детских проектов

Чувашия

В феврале этого учебного года в Чувашском региональном отделении МТА состоялась ресертификация 6 практик. Среди авторов ресертифицированных практик МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Чебоксары, являющаяся тьюторской стажировочной площадкой регионального отделения. Практика «Тьюторское сопровождение познавательного интереса младших школьников» была сертифицирована в 2013 году и ресертифицирована в 2015 году, в 2018 и в 2021 году. В основе практики – разработка и реализация детских проектов.

Научим друг друга

В течение учебного года во 2 «А» классе (классный руководитель Скворцова Т.В.) был реализован  проект «Научим друг друга». В проекте приняло участие 30 человек. До получения результата дошли 25 человек.

Идея проекта: создание своей странички в кулинарной книге класса. Формат представления продукта был разным: от простого выступления про рецепт блюда в классе до презентации, дегустации в классе и съемки видеороликов. Интерес к данному проекту возник на уроке русского языка при отработке навыков написания текстов с «окошками» упр. 173 («Русский язык» 1 часть М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко), где было предложено составить кулинарную книгу. Идея понравилась многим ребятам, и уже вечером Князев Данил прислал фото в чат класса в вайбере, как он делает блины, а на следующий день принес описанный рецепт. Поделиться своими рецептами захотели и другие дети.  Были обговорены сроки выступления детей, желающих поделиться своим умением и желанием обучить одноклассников. Одним из ярких моментов  в данном проекте была дегустация кексов, принесенных Смуни Милой. До начала дегустации был показан видеоролик изготовления десерта. Дегустация проходила в форме подачи еды в самолете, так как дедушка Милы был летчиком (кексы были упакованы в пищевую пленку, а компот подавался в бумажных стаканах с крышкой). Дедушка так же присутствовал на дегустации и рассказал про свою профессию. У Милы мечта стать стюардессой. В конце года все рецепты были собраны и представлены. Создана книга рецептов.

Новогодняя сказка

А ведущий проект 4 «Е» класса (классный руководитель Петрова Светлана Николаевна) был посвящен постановке новогодней сказки. Были созданы две группы:   музыкальная и актерская. Но всем хотелось себя попробовать в качестве артистов, поэтому договорились о том, что в будущем году состав групп поменяется. Это и послужило важным моментом в запуске проекта в этом году.

Было совместно придумано содержание сказки. Костюмы и декорации  обучающиеся подбирали самостоятельно, репетировали мизансцены. Дети, занимавшиеся в хореографических студиях, стали постановщиками двух танцев. А также детьми были приготовлены подарки для родителей. По сюжету сказки Федот – стрелец отправился на поиски Снегурочки по белу свету. Он побывал в Англии у Санта-Клауса, во Франции у Пер-Ноэль, в Финляндии у Йолопукки и на Востоке у Корбобо, где и нашел   Снегурочку. Путешествие сопровождалось музыкальными номерами детей.

В результате рефлексии дети отметили, что они могут очень многое сделать без участия взрослых; получили удовольствие от того, что могут приносить радость другим, создавать настроение, быть ответственными за большое дело. В частности, в результате деятельности дети смогли открыть новые таланты у своих одноклассников. Коля В. всех удивил тем, что смог исполнить песню на французском языке, Агния С. блеснула в качестве хореографа-постановщика танцев (вальс Снежинок, танец с шалями).

Приятным удивлением для классного руководителя и родителей стало то, что четвероклассники смогли все это сделать это за короткий срок. Дети стали организованнее (быстро и вовремя меняли костюмы и декорации), помогали друг другу при заминках. Большим приростом детей учитель считает умение собраться, организовать себя, уверенно держать себя на публике. А также умение брать на себя ответственность за общий результат.

Новогодняя читательская конференция

 В  конце декабря 2020 года по предложению учащихся 3а и 3б классов (классные руководители Воротилкина Н.В. и Шабаркина А.С.) был запущен проект «Новогодняя читательская конференция». Так как обучающиеся данных классов очень хотели участвовать в инсценировках, детям предложили объединиться в 4 группы, каждая из которых задумала реализацию проекта по выбранному по их желанию литературному произведению.

Ребята читали произведения, анализировали, выбирали понравившиеся им фрагменты, готовили костюмы и реквизит. К этому проекту были привлечены студенты 2 го курса психолого- педагогического факультета им. И. Яковлева с преподавателем Кузнецовой И.В. Студенты сопровождали процесс репетиций постановок: работали над выразительностью речи актеров, пластикой.

24 декабря состоялся заключительный этап проекта. На сцене актового зала школы были показаны все работы детей и взрослых. Зрители смогли познакомиться со снеговиками из Дедморозовки, побывать в зимнем Простоквашино, рассмотреть новогодние игрушки и отправиться на экскурсию в новогодний зоопарк.  Дети, находящиеся на самоизоляции, тоже могли принять в этом действии участие. Было придумано снять с ними видеоролик и встроить в процесс спектакля.

В завершение участники отметили следующее: многие почувствовали новогоднее настроение, кому-то понравилось быть сценаристами, выбирая произведения и отрывки для театрализации. Кто -то открыл в себе творческий потенциал в изготовлении костюмов и реквизита. Группа детей преодолела страх   перед сценой в выступлении в постановках. Обучающиеся заметили, что работа в процессе проекта дала возможность научиться договариваться, согласовывать свои действия, уступать роль другу. Дети отметили, что роль, которая вначале не нравилась, принесла после постановки радость и удовлетворение. Тот, кто был вне класса, по разным причинам, ощутил свою причастность к празднику, получил возможность быть в кадре, выбирать свои наиболее понравившиеся дубли, монтировать разные кадры, как в кино.

Студенты отмечали следующие приросты: преодолели страх в общении с детьми, получили опыт общения с детьми без классных руководителей, осуществили пробу новой деятельности, осваивали технологию сопровождения детских инициатив, получили знания и опыт организации образовательных событий.

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Поликарпова Марина Георгиевна

Поликарпова Марина Георгиевна

mgpolikarpova@gmail.com,

Образование:

  • 2010 г. ЧГУ им. И. Н. Ульянова Инженер-энергетик, диплом с отличием; 2017 г. – курс «Семейное консультирование», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2018 – курс «Психокоррекция», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. с 2018 г. – Семинары и лекции П. Амонашвили, Л. Петрановской, Д. Зицера. 2019 г. – Семинар для педагогов «Современное педагогическое искусство: азбука НО». Теория и практика НО, философия современного образования, методы и подходы, знакомство со школой "Апельсин". Лектор: Дима Зицер. Институт неформального образования, Санкт-Петербург. 2020 г. – Курс «Навыки самообразования», Томский государственный университет. 2021 г. – Томский государственный университет Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в сфере образования», защита ВКР на отлично.

Место работы:

  • Самозанятый. Руководитель тьюторского пространства «На стороне ребенка», г. Чебоксары


Профессиональные интересы:

  • Оказываю сопровождение на этапах перехода. Работаю с альтернативными школами, семьями и детьми. Помогаю выстроить открытую, вариативную, провокативную и избыточную среду детям в частном образовании.
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости