Развитие тьюторства в образовательных организациях Чувашской Республики
 /  Чувашия / Развитие тьюторства в образовательных организациях Чувашской Республики

Развитие тьюторства в образовательных организациях Чувашской Республики

Чувашия

25 июня 2021 года состоялось заседание ученого совета Чувашского республиканского института образования, на котором был рассмотрен вопрос «Развитие тьюторства как одного из видов наставничества (self-skills) в образовательных организациях Чувашской Республики». Вопросы тьюторства уже рассматривались на заседании ученого совета 21 декабря  2016 года, когда эта работа только начиналась в стенах института, поэтому для обсуждения вниманию членов ученого совета были предложены результаты деятельности, направленной на развитие тьюторства в образовательных организациях Чувашской Республики в период с апреля 2016 года по июнь 2021 года. Это заседание ученого совета крайне важно было и для членов Чувашского регионального отделения МТА, являющихся  инициаторами, организаторами и активными участниками проектов и образовательных событий, реализующихся на базе института в совместной деятельности. Это первая причина. Вторая причина была связана с необходимостью проанализировать все, что было сделано за 10 лет работы Чувашского регионального отделения МТА. Итак, работа по развитию тьюторства  в образовательных организациях Чувашской Республики была организована по пяти направлениям:

1.Развитие практик тьюторского сопровождения нормотипичных детей в системе дошкольного образования – (Т.Г. Никулина, Козлова Г.И., Полынкина Э.В.);

2.Развитие практик тьюторского сопровождения нормотипичных детей в системе общего образования (начальная, подростковая и старшая школа) – (Т.Г. Никулина, Земскова В.В., Е.Н.Иванова);

3.Развитие практик тьюторского сопровождения нормотипичных детей в системе дополнительного образования – (Т.Г. Никулина, Т.Н.Андреева, Н.В.Алексеева, О.В.Ануфриева, Е.А.Герасимова, А.А.Остапенко);

4.Развитие практик тьюторского сопровождения нормотипичных детей в условиях взаимодействия учреждений культуры и образовательных организаций – (Т.Г. Никулина, Т.Н.Андреева, Т.Б.Янова, Г.Г.Филиппова);

5.Развитие практик тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (Т.Г.Никулина, Т.Н.Иванова).

По каждому из 5 направлений были сформированы тьюторские площадки (от 3-х до 19 площадок), на базе которых были созданы практики и технологии тьюторского сопровождения обучающихся (в рамках проекта «Тьюторство «Живая практика» – 15 практик, 3 технологии, 2 методические разработки; в рамках проекта «Тьютор для особых детей» – 16 практик).

В качестве ключевого формата деятельности был определен проектный метод. Изначально было запланировано 5 проектов:

1. Республиканский проект «Тьюторство. Живая практика» – 2016-2023 г.;

2. Республиканский проект «Тьютор для особых детей»- 2016-2020 г.;

3. Республиканский проект «Мое открытие. Ru»(расширение образовательного пространства дошкольников и младших школьников) – 2016-2023 гг.;

4. Проект «Семь шагов (тьюторское сопровождение детей-сирот и детей, вышедших на постинтернат; в основе проекта – материалы и идеи Фонда «Belеn Educa»,Чили; проекта АСИ) – 2016- 2022 гг.;

5. Проект «Сетевые вебинары» – (распространение лучших практик индивидуализации и тьюторских практик, создание банка электронных материалов) – 2016-2022 гг.

С 2017 года по объективным причинам работа по реализации двух проектов «Семь шагов +» и «Сетевые вебинары» была приостановлена, а проект «Мое открытие.Ru» вошел в состав проекта «Тьюторство. Живая практика»

В результате вся деятельность была направлена на реализацию двух основных республиканских проектов «Тьютор для особых детей» (2016-2020 гг.) и «Тьюторство. Живая практика» (2016-2023).

Ключевыми  в деятельности по развитию тьюторства в образовательных организациях республики стали следующие функциональные зоны:

1.Обучение – курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки; обучающие, проектные и экспертные семинары; образовательные и аналитические сессии, онлайн-курсы.

2.Сопровождение тьюторских площадок, практик и технологий, создаваемых на базе площадок (тьюториалы, тьюторские консультации, вебинары).

3.Аттестация тьюторовразработка пакета нормативных документов, подготовка членов аттестационной комиссии, подготовка тьюторов к аттестации

4. Организация стажировок на базе тьюторских площадок.

5.Развитие и диссеминация результатов деятельности образовательных организаций республики в области индивидуализации образования и тьюторства

6.PR-сопровождение деятельности регулярная подготовка материала на баннер сайта ЧРИО и на сайт МТА, статьи в СМИ, телерепортажи, видеофильмы, публикации.

В апреле 2016 года наиболее важным стал вопрос подготовки тьюторов. Особо значимо это было для обеспечения тьюторами детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому сначала были разработаны и апробированы две программы повышения квалификации (2016-2017), а затем разработана и апробирована программа профессиональной переподготовки педагогов «Тьютор в инклюзивном образовании» (2019, 2021). С июня 2017 года по данное время были подготовлены 67 человек в рамках программ повышения квалификации (3 группы) и 21 человек в рамках программы профессиональной переподготовки (2 группы). А также было разработано и апробировано 15 программ для подготовки тьюторов, сопровождающих нормотипичных детей:

1.«Индивидуализация образования и развитие тьюторства в условиях реализации ФГОС» – 72 часа из 3-х учебных модулей, включая обязательный вводный модуль; 112 человек;

2.«Индивидуализация образования и развитие тьюторства в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» – 36 часов; 45 человек;

3.«Индивидуализация образования и развитие тьюторства в начальной школе в условиях реализации ФГОС» – 36 часов; 147 человек;

4. Индивидуализация образования и развитие тьюторства в подростковой школе в условиях реализации ФГОС» – 36 часов; 24 человека;

5. Индивидуализация образования и развитие тьюторства в старшей школе в условиях реализации ФГОС» – 36 часов; 37 человек;

6. Индивидуализация образования и развитие тьюторства в системе дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» – 36 часов; 73 человека;

6. «Технологический инструментарий тьютора» – 36 часов, для освоивших вводный модуль – 32 человека;

7. «Профессия «тьютор»: концепция и практика становления» – 24 часа; 17 человек.

Но в развитии идей тьюторства в республике важным является на сегодня не столько   подготовка тьютора, сколько формирование и развитие тьюторских компетенций у современных педагогов. К сожалению, введение должности «тьютор» в деятельность образовательных организаций сопряжено с определенными трудностями, поэтому многие руководители детских садов и школ по объективным причинам не могут этого сделать.

Итак, с целью формирования и развития тьюторских компетенций у современных педагогов были разработаны и апробированы 2 программы:

  1. «Современный урок: технологический инструментарий педагога, работающего в условиях реализации ФГОС» – 36 часов, 22 человека;
  2. «Школьный навигатор как инструмент формирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося» – 36 часов для освоивших вводный модуль – 23 человека.

А также был разработан пакет из 5 программ (от 12 до 24 часов) по теме «Технологический инструментарий современного педагога».

Всего за период с апреля 2016 года по июнь 2016 года более 500 педагогов приняли участие в освоении вышеуказанных программ.

2.Сопровождение тьюторских площадок – это еще одна важная функция, которую необходимо было реализовать. Так как тьюторские площадки были созданы в системе дошкольного, школьного образования (лицеи, гимназии, начальные школы и средние общеобразовательные школы) и дополнительного образования (два учреждения дополнительного образования детей), необходимо было организовать работу с разными группами педагогов.  Кроме этого в тьюторском сообществе работают и творческие группы специалистов, такие, например, как участники мастерской «Личностно-ориентированное обучение» Ассоциации учителей начальных классов «ХХI век» г.Чебоксары.

Ключевая задача сопровождения – организация научно-методического  обеспечения процесса создания практик и технологий тьюторского сопровождения обучающихся, создаваемых на базе площадок, их выявления, экспертизы, ресертификации и распространения опыта.

На сегодня в тьюторском сообществе республики 11 практик тьюторского сопровождения, 3 технологии и 2 методические разработки имеют федеральные сертификаты, то есть экспертированы федеральными экспертами МТА, 6 практик из них ресертифицированы в 2021 году в соответствии с правилами, установленными экспертной службой Правления Межрегиональной тьюторской ассоциации.

3. Аттестация тьюторов – одна из важнейших функциональных зон, в рамках которой предстояло разработать пакет нормативных документов для проведения аттестации тьюторов в республике, причем необходимо это было сделать в очень сжатые сроки, так как первое заявление поступило от тьютора в январе 2017 года.

В результате проделанной работы:

1.Разработан полный пакет аттестационных материалов;

2.Сформирована и подготовлена группа членов аттестационной комиссии в составе 4 человек;

3.Аттестацию прошли 4 тьютора, сопровождающих детей с ОВЗ (в 2018- 1, в 2019 – 3 человека)

4.На данном этапе к аттестации готовятся еще 3 человека (один – на высшую категорию, двое – на первую).

4. Стажировка. Процесс подготовки тьюторов и/или педагогов с тьюторскими компетенциями потребовал от организаторов этого направления деятельности создания стажировочных площадок, где было бы возможно организовать практикум для обучения тьюторов. В результате проделанной работы в рамках двух проектов «Тьютор для особых детей» и «Тьюторство. Живая практика» были созданы тьюторские стажировочные площадки для тьюторов, сопровождающих нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стажировки для освоения практик тьюторского сопровождения нормотипичных детей проходят на базе следующих площадок:

1. МАОУ  «Гимназия № 5» г. Чебоксары (директор Исаева И.В., координатор Земскова В.В.)
2. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Чебоксары и мастерская «Личностно-ориентированное обучение» Ассоциации учителей начальных классов «XXI» век (директор Т.Л.Николаева, координаторы – Скворцова Т.В., Андреева Т.Н.) .

3. МБОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары (координатор Иванова Е.Н.)

4. МБДОУ «Центр развития — детский сад № 185» г.Чебоксары (заведующий Козлова Г.И.)

5. МБДОУ «Детский сад № 45 «Чудесинка» г.Чебоксары (координатор Полынкина Э.В.).

К сожалению, в результате реорганизации, проводимой в системе дополнительного образования детей г.Чебоксары не удалось сохранить стажировочные площадки, которые были созданы и активно действовали на базе Центра детского творчества Калининского района и Центра развития творчества детей и юношества «Росток» г.Чебоксары.

Стажировки для освоения практик тьюторского сопровождения детей с ОВЗ организуются на базе следующих площадок:

1.МАОУ  «Гимназия № 5» г. Чебоксары (директор Исаева И.В., координатор Земскова В.В.);
2.БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии  (директор Е.Ю.Осипова, координаторы  Е.А.Гаврилова);

  1. БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 2» Минобразования Чувашии (координаторы Н.Н.Прагуськина, М.Ю.Горчихина);
  2. БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 2» Минобразования Чувашии (координатор Т.Н.Шукалова);
  3. МБДОУ «Центр развития — детский сад № 185» г.Чебоксары (заведующий Козлова Г.И.);
  4. МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие» г.Чебоксары (заведующий – Спиридонова Н.В., координатор – Ильдеркина С.Н.);
  5. МАДОО «Детский сад № 7 «Солнечный город» Цивильского района Чувашской Республики (заведующий Волчкова Н.А, координатор – Михеева Е.А.);
  6. 8. МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г.Чебоксары (директор Удина Т.Н.)

Две последние стажировочные площадки ориентированы, прежде всего, на работу тьюторов и педагогов сопровождения с родителями детей с ОВЗ.

5.Развитие и диссеминация результатов деятельности образовательных организаций, а также результатов работы авторов/держателей практик и технологий в области индивидуализации образования и тьюторства, невозможно без организации образовательных событий, поэтому ежегодно представители тьюторского сообщества собираются на свои значимые встречи.

2017 г. (октябрь-ноябрь) – Бенчмаркинг-салон «Живая практика…Лучшее» для участников тьюторских стажировочных площадок и желающих познакомиться с практиками и технологиями тьюторского сопровождения обучающихся; приняло участие 157 человек

2018 г.  (август) – «Тьютор для особых детей» –  тематическая площадка для тех, кого интересуют проблемы тьюторского сопровождения детей с ОВЗ; приняло участие 41 человек

2019г.  (август) – «Тьюторство для особых детей» – тематическая площадка для тех, кого интересуют проблемы тьюторского сопровождения детей с ОВЗ; приняло участие 47 человек

2020 г.  (январь) – Межрегиональный образовательный форум «Тьюторство для особых детей»; приняло участие 220 человек, в том числе из г. Москва, Салехард и Йошкар-Ола –Ола.

2021 г. (февраль-июнь) – Панорама педагогических практик и технологий в области индивидуализации образования и тьюторства; приняло участие 323 человека.

Необходимо сказать отдельно о результатах, полученных в процессе реализации республиканского проекта «Тьютор для особых детей»:

1.Сформирован республиканский реестр авторских практик тьюторского сопровождения детей с особенностями развития – 16 практик;

2.Созданы стажировочные площадки на базе 8 образовательных организаций (из них две площадки ориентированы на работу с родителями детей с ОВЗ);

3.Увеличилось количество тьюторов: на этапе завершения проекта было 34 тьютора и 5 ассистентов (на начало реализации проекта в республике было всего 5 тьюторов);

4.Разработаны и апробированы две программы повышения квалификации и одна программа профессиональной переподготовки «Тьютор в инклюзивном образовании»;

5.Напечатно 13 статей с описанием опыта сопровождения детей с ОВЗ  в журнале «Народная школа», 2 статьи размещены на сайте ЧРИО, 5 статей – на сайте МТА в рубрике «Инклюзивное образование»;

6.Подготовлен сборник практик тьюторского сопровождения «Тьютор для особых детей» (методическое пособие);

  1. Создан банк учебных видеоматериалов (27 учебных сюжетов);
  2. Снят фильм «Тьюторство для особых детей» на 25 минут;

9.Создана практика сопровождения профессионального развития тьюторов и педагогов сопровождения;

  1. Создана практика сопровождения родителей детей с ОВЗ.

Результаты, полученные в процессе реализации республиканского проекта «Тьюторство. Живая практика»:

1.Сформирован республиканский реестр авторских практик тьюторского сопровождения нормотипичных детей  – 3 технологии, 2 методические разработки, 11 практик, 10 из них сертифицированы экспертами МТА, 6 ресертифицированы в 2021 году;

2.Работают стажировочные площадки на базе 5 образовательных организаций;

3.Разработаны и апробированы 15 программ повышения квалификации для тьюторов и современных педагогов, готовых к развитию тьюторских компетенций;

5.Подготовлены к изданию в журнале «Народная школа» 5 статей;

6.Подготовлена рабочая версия сборника практик тьюторского сопровождения «Тьюторство. Живая практика» (методическое пособие);

7.Снят фильм «Летний университет тьюторства в Чувашии» (2 минуты);

8.Снят фильм «Тьюторство в Чувашии» (на 40 минут);

9.Создана практика организации образовательных событий (Бенчмаркинг-салон «Живая практика тьюторства. Лучшее», межрегиональный образовательный форум «Тьюторство для особых детей», Панорама педагогических практик и технологий в области индивидуализации образования и тьюторства)

6.PR-сопровождение процесса развития тьюторства в образовательных организациях республики.

В процессе всей деятельности, направленной на развитие тьюторства в образовательных организациях Чувашской Республики, было организовано PR-сопровождение этой деятельности, в результате которой была проделана следующая работа:

  1. Регулярное размещение пресс-релизов на сайте ЧРИО;
  2. Создание баннера на сайте ЧРИО по организации и проведению Панорамы педагогических практик и технологий в области индивидуализации образования;
  3. Регулярное размещение на сайте МТА информации о работе тьюторских стажировочных площадок республики;
  4. Издание 13 статей в 2019 году в журнале «Народная школа» и подготовка 4 статей в 2021 году для журнала «Народная школа»
  5. Размещение в рубриках сайта МТА «Библиотека и «Инклюзивное образование» публикаций авторов практик тьюторских стажировочных площадок республики;
  6. Подготовка фильма «Летний университет тьюторства в Чувашии» в 2015 году (2 мин);
  7. Подготовка фильма «Развитие тьюторства в Чувашии» в 2017 году;
  8. Подготовка фильма «Тьютор для особых детей» в 2020 году;
  9. Рабочая версия сборника лучших практик «Тьютор для особых детей» в 2020 году (23 статьи);
  • Рабочая версия сборника лучших практик тьюторского сопровождения нормотипичных детей (методическое пособие) «Тьюторство. Живая практика» (12 статей).

Подводя итоги деятельности, направленной на развитие тьюторства в образовательных организациях республики, хочется отметить, что в этой сфере еще очень много проблем, часть из которых возможно решить разными средствами, в том числе посредством регулярного проведения курсов по подготовке тьюторов для работы с нормотипичными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями, через организацию аналитических и образовательных сессий для тьюторов, педагогов сопровождения и учителей, через обеспечение сопровождения стажировочных площадок, авторов практик и технологий, через реализацию нового республиканского проекта «Я+» и проведение Панорамы образовательных практик и технологий в области индивидуализации образования и тьюторства.

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Поликарпова Марина Георгиевна

Поликарпова Марина Георгиевна

mgpolikarpova@gmail.com,

Образование:

  • 2010 г. ЧГУ им. И. Н. Ульянова Инженер-энергетик, диплом с отличием; 2017 г. – курс «Семейное консультирование», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2018 – курс «Психокоррекция», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. с 2018 г. – Семинары и лекции П. Амонашвили, Л. Петрановской, Д. Зицера. 2019 г. – Семинар для педагогов «Современное педагогическое искусство: азбука НО». Теория и практика НО, философия современного образования, методы и подходы, знакомство со школой "Апельсин". Лектор: Дима Зицер. Институт неформального образования, Санкт-Петербург. 2020 г. – Курс «Навыки самообразования», Томский государственный университет. 2021 г. – Томский государственный университет Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в сфере образования», защита ВКР на отлично.

Место работы:

  • Самозанятый. Руководитель тьюторского пространства «На стороне ребенка», г. Чебоксары


Профессиональные интересы:

  • Оказываю сопровождение на этапах перехода. Работаю с альтернативными школами, семьями и детьми. Помогаю выстроить открытую, вариативную, провокативную и избыточную среду детям в частном образовании.
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости