По следам реализуемых тьюторских практик и технологий…
 /  Чувашия / По следам реализуемых тьюторских практик и технологий…

По следам реализуемых тьюторских практик и технологий…

Чувашия

В течение всего прошлого года авторы сертифицированных практик и технологий Чувашского регионального отделения МТА публично в онлайн-режиме представляли свои работы тем педагогам образовательных организаций республики, которых заинтересовали практики и технологии в области индивидуализации образования и тьюторства. Процесс был организован в рамках Панорамы педагогических практик и технологий, где работали 25 презентационных площадок.  По итогам Панорамы был сформирован сборник лучших практик и технологий. С некоторыми из них мы хотели бы познакомить педагогов и тьюторов, интересующихся материалами нашей региональной странички. И начать эту серию мы хотели бы с технологии, которая вызывала и продолжает вызывать наибольший интерес у педагогов. Это технология тьюторского сопровождения развития познавательной деятельности учащихся в предметной деятельности, экспертированной специалистами МТА в 2013 году.  В течение нескольких лет данная технология реализуется авторами, Лазаревой Алиной Леонарьевной и Жуковой Лениной Леонарьевной, учителями истории, обществознания и культуры родного края МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары

 «Спасибо вам за эту прекрасную неделю!»

(по следам погружения в предмет)

Мы решили вынести в заглавие статьи слова девятиклассника, который прожил неделю сентября, «погружаясь» в предмет «Культура Родного края» (такой предмет изучается в школах Чувашской республики). Для него, как и для его одноклассников, это было открытием, удивлением: «Как это можно заниматься только одним уроком всю неделю?», «Нас так много, а учителей всего двое. Значит это будет «халява», и можно отсидеться в сторонке», «Сделаю быстро за 1-2 дня то, что хотят учителя, и буду заниматься своими делами». Примерно с таким настроением приходят девятиклассники на первое занятие по КРК, а уходят с сожалением, что всё завершилось и «вот бы так изучать и остальные предметы». А родители же до начала этого «погружения» опасаются, что их ребёнок теперь «в контакте (в skype) будет не о своём проекте говорить, а заниматься не понятно, чем». Что же на самом деле происходит на этих занятиях?

А «происходит» интересная для каждого ученика работа с предметным материалом. Современные ученики, «избалованные» поездками за рубеж, глядящие немного свысока на всё, что касается предметов «это мне не пригодится для поступления в вуз», вдруг начинают увлечённо заниматься историей, культурой родного края. И всё благодаря той организации учебных занятий, которую мы назвали «погружение в модуль КРК».

Свою технологию мы представили на обсуждение экспертам в августе 2013 года на Черноморском университете тьюторства. Тогда было очень много вопросов, на которые мы сначала не знали ответов. Потому что, как любой учитель просто работали с учениками, получали от этого взаимодействия удовольствие и не задумывались над тем, а как это наше «действие» называется? Тьюторское оно или нет?  Но был целый пул вопросов! Есть ли в данном действии – авторское действие ученика, или мы ему навязываем путь движения в предмете, который нужен нам, а не ему? Среда, которую мы создали для погружения в предмет, она на самом деле открытая или нет? Есть ли в ней место для выбора учениками своего маршрута продвижения в предмете или мы просто переносим уроки в другое место, и занимаемся не понятно, чем и зачем? И как замечательно, что тогда были заданы все эти вопросы. Они помогли нам еще раз переосмыслить весь процесс, реализуемый нами.

Что же на самом деле происходит с учениками в процессе реализации этой технологии?  После наших занятий, консультаций и поиска ответов теперь уже на наши странные вопросы ученикам: «зачем тебе это нужно?», «что это для тебя?», «где это тебе пригодится?» –  ребята по-другому начинает смотреть на своё образование? И это самое важное. Ведь многие результаты «осознавания» невозможно измерить в сию минуту!

Но сейчас, по прошествии времени, когда это действие заново проживается (модуль   с новой группой 9-классников проходит на третьей неделе сентября), мы точно знаем, что это тьюторская технология. Мы не сделали больших изобретений в этой области, просто соединили в одно элементы других тьюторских технологий. Собственно, нашим в этой технологии является то, как все элементы складываются в одно целое.

В первый день, когда все девятые классы собираются в актовом зале, занятие начинается с выявления области «знаю – не знаю» в содержании предмета. Здесь ставится единственная рамка – говорим и делаем только в рамках содержательной линии предмета «Культура Родного края». Когда ученикам об этом говоришь, они всё переспрашивают – «точно можно заниматься тем, что именно мне интересно?». И получив утвердительный ответ, начинают этот самый «интерес в предмете» искать у себя. Например, «мне интересны рыбы и рыбалка» – говорит ученик и собирает вокруг себя таких же заядлых рыбаков. На вопрос «а где в вашем интересе предмет «Культура Родного края?», они отвечают – «не знаем» и пожимают плечами. Но продолжают настаивать на своём. Задачей тьютора (учителя с тьюторской компетенцией) становится, помочь развернуть их интерес в сторону учебного предмета. В результате обсуждения «зачем?», да «как?» начинает вырисовываться эскиз проекта –  создать макет музея, экспозиция которого рассказывает о развитии рыболовства в Чувашии. А макет такого музея смастерить своими руками (на самом деле, в процессе выяснилось, что двое из группы участвовали в экологическом проекте по восстановлению популяции волжской стерляди, что один из них теперь точно знает, что станет специалистом в области рыбного хозяйства, и даже знает, куда теперь точно будет поступать учиться).

Итак, первый шаг – в путеводителе по предмету, на страничке первого дня, ученики прописывают, что они уже знают или слышали о чувашском крае, её истории и культуре. На это им даётся 10 минут. Затем они объединяются в пары и дополняют свои знания. Третьим шагом для учеников будет объединение в группы по 6-8 человек (рядом сидящие пары, друзья или просто одноклассники). Заключительным шагом на этом этапе будет публичное представление своей работы на листе ватмана в течение 3-5 минут. Ребята, зная примерную структуру предмета, выписывают на ватман основные элементы содержания. Происходит взаимообучение, т.к. где-то с третьего-четвёртого выступления старшеклассники говорят «мы это не знали, теперь после выступления предыдущих групп нам стало понятно». На этом этапе формируется область общих и личных интересов в предмете. Тьюторы или учителя с тьюторскими компетенциями получают «заявки» на загородные образовательные экскурсии, на организацию встреч с интересными людьми и др. Происходит первоначальное определение темы исследования, обмен информацией и формирование групп по интересам. Учащиеся (тьюторанты) определяют места встреч (с кем-то или с чем-то) с точки зрения расширения своего образовательного пространства.

Во второй день, после интерактивной лекции, наступает время построения личностно-ресурсной карты и формирование образа (эскиза) результатов своих действий (на этом этапе мы используем элементы технологии «Личностно-ресурсное картирование СОКРАТ») и формулирование проектного замысла, который группы озвучивают на всю аудиторию. На этом этапе с каждой группой проговариваются следующие моменты: тема исследования, форма конечного продукта исследования, роль каждого участника группы, маршрут движения, используемые ресурсы и др.  После выступления всех групп (на этот момент ребята уже определяются с составом групп), методом мозгового штурма составляется экспертный лист безотметочного оценивания деятельности групп (для учеников это очень важный момент, они не всегда хотят просто так работать, а хотят посоревноваться). Когда ребята определяют то, что будет ими же самими оцениваться, в тех группах, где есть ученики, решившие отсидеться за спинами «постоянно работающих» учеников или кто почувствовал, что ребята в группе сильнее его, и он не сможет себя проявить, происходит осмысление «зачем мы вместе?». Группы «расходятся» и «сходятся», формируются новые, и как результат – выход на самостоятельный проект. Тьютору на этом этапе очень важно не вмешиваться в процесс, а дать возможность ребятам самим принять решение, даже если, на его взгляд, групп становится слишком много.

Третий, четвёртый и пятый дни погружения посвящаются экскурсиям в музеи, архивы, в библиотеки и, если есть запрос, то и по памятным местам Чувашии. Организуются места для совместной работы групп. Параллельно происходят консультации с учителями, специалистами, встречи и беседы тьюторов с учащимися. Они помогают ученикам более чётко формулировать цели и задачи, грамотно строить карту ресурсов, определиться с уровнем представления работы.

Шестой день посвящается защите проектов. Всё происходит официально, в присутствии администрации гимназии, классных руководителей, старшеклассников (им всегда интересно – «а как у них получилось?») и родителей. Зачастую проекты выполняются на уровне моделирования и конструирования:  макет реконструкции Чебоксарского Кремля, планы реконструкций парков 500-летия г. Чебоксары и детского парка имени А.Г. Николаева,  модель современного экскурсионного обслуживания гостей  столицы  и посетителей музея Боевой Славы, проекты  по созданию в городе музея Рыболовства,  музея Медицины, кафе Национальной кухни, исследования на тему «Журналистика Чувашии», «Развитие промышленности в Чувашии», «Издательское дело в Чувашии», «Чувашские национальные праздники» и др. Для туристов и гостей столицы были разработаны открытки, на которых картинки, нарисованные одной из учениц, самых красивых и интересных мест в г. Чебоксары и к ним комментарии известных людей и стихи собственного сочинения. Если объединить все работы в одну, то можно создать макет этнографической деревни на территории одного из городских парков, где посетители смогут окунуться в национальную культуру и быт чувашского народа, попробовать в интерактивном режиме испытать свои силы в создании национальных блюд, участвовать в свадебном обряде и т.д.  Потом ученики сами долго удивляются тому, как это у них за такой короткий срок всё получилось сделать, и при этом удается использовать такие материалы, с которыми они раньше не сталкивались в своей практике, например, монтажная пена, медицинские лопаточки лорврача, проволока, пластиковые бутылки, и т.д. Они резали, клеили, вышивали и шили, варили и плели, снимали на видео, создавали фильмы и даже ловили рыбу ради эксперимента.

Чем же оснащает такой вид работы по освоению культуры родного края ученика 9-го класса?

Во-первых, ученик точно представляет предмет и понимает, «про что он». В самом начале занятий ставится вопрос «Как вы думаете, что изучает предмет КРК?». Затем определяются области «знаю – не знаю».

Во-вторых, ученик сам выбирает «угол зрения» на этот предмет. Выявляет интерес и работает с этим интересом.

В-третьих, ученикам предоставляется возможность выбора: темы работы, темпа, сопартнеров по проекту, источников информации и формы продукта и презентации результатов деятельности (вне рамок, поставленных учителем в плоскости «обязательно»)

В-четвертых, ученик может сам оценить себя и результаты своей деятельности, оценить вклад товарищей по группе и работу других групп.

В-пятых, ученик «выходит» за пределы класса, гимназии, осваивает новое образовательное пространство и сообщество, учится взаимодействовать, работать в команде, учится проявлять инициативу, действовать самостоятельно и брать на себя ответственность за доверенный ему участок работы.

Что получает в результате реализации данной технологии учитель?

Так как всю неделю два учителя работают одновременно с тремя-четырьмя классами, важно очень четко распределить между ними функции. Есть разные варианты. Первый вариант, когда оба учителя находятся попеременно в разных профессиональных позициях: учителя и тьютора. Нам же показался наиболее эффективным вариант, при котором учитель, являющийся предметником, курирует академическую, содержательную линию предмета (есть разные формы контроля и учёта знаний учащихся по предмету) и выставляет отметки в журнал. А второй выступает строго в роли тьютора. Он не оценивает действия учащихся, а помогает выявлять их интерес к предмету, помогает перевести интерес в инициативу и в авторское действие, сопровождая весь процесс от замысла до результата.

Лазарева А.Л.,

учитель истории и обществознания высшей категории,

методист, Почётный работник общего образования РФ

Жукова Ленина Леонарьевна,

член МТА, куратор стажировочной площадки гимназии,

учитель истории и КРК высшей категории

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Поликарпова Марина Георгиевна

Поликарпова Марина Георгиевна

mgpolikarpova@gmail.com,

Образование:

  • 2010 г. ЧГУ им. И. Н. Ульянова Инженер-энергетик, диплом с отличием; 2017 г. – курс «Семейное консультирование», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2018 – курс «Психокоррекция», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. с 2018 г. – Семинары и лекции П. Амонашвили, Л. Петрановской, Д. Зицера. 2019 г. – Семинар для педагогов «Современное педагогическое искусство: азбука НО». Теория и практика НО, философия современного образования, методы и подходы, знакомство со школой "Апельсин". Лектор: Дима Зицер. Институт неформального образования, Санкт-Петербург. 2020 г. – Курс «Навыки самообразования», Томский государственный университет. 2021 г. – Томский государственный университет Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в сфере образования», защита ВКР на отлично.

Место работы:

  • Самозанятый. Руководитель тьюторского пространства «На стороне ребенка», г. Чебоксары


Профессиональные интересы:

  • Оказываю сопровождение на этапах перехода. Работаю с альтернативными школами, семьями и детьми. Помогаю выстроить открытую, вариативную, провокативную и избыточную среду детям в частном образовании.
  • Визитка РО Чувашской республики
  • e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости