Среда
14 ИюлПанорама тьюторских практик и технологий
Панорама педагогических практик и технологий в области индивидуализации образования и тьюторства – это посвящение 10-летию Чувашского регионального отделения МТА. Панорама проводилась на базе Чувашского республиканского института образования с целью выявления и распространения новых практик и технологий в области индивидуализации образования и тьюторства.
Началась Панорама 4 февраля 2021 года. И неслучайно в этот день. Именно 4 февраля 2011 года, десять лет тому назад, в г. Томск состоялось заседание Правления МТА, которое стало знаковым для тьюторского сообщества Чувашии. В этот день было принято решение о создании регионального отделения МТА в Чувашии, члены которого решили отметить свой юбилей проведением Панорамы. В результате был получен особый опыт проведения в онлайн-режиме профессионального события, ставшего площадкой знакомства с авторами /держателями интересных практик и технологий в области индивидуализации образования и тьюторства.
Всего в рамках Панорамы были представлены практики и технологии 25 презентационных площадок, организаторами которых стали 73 педагога. Работали в двух номинациях: «Одиночное плавание», когда автором практики являлся один педагог, и «Синхронное плавание», когда практику представляла группа педагогов. Среди организаторов презентационных площадок были и члены регионального отделения МТА, являющиеся авторами сертифицированных экспертами МТА практик, технологий и методических разработок. Но особенно приятно то, что к тьюторскому сообществу в этом событии примкнули и новые лица, педагоги, освоившие новые образовательные технологии и/или создавшие свои авторские практики. Это учителя, педагоги-психологи, учителя-дефектологи и учителя-логопеды, предложившие вниманию педагогов республики современные, оснащенные специальным оборудованием технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Из 25 презентационных площадок практики и технологии сопровождения детей с ОВЗ представили 12 площадок. Такое внимание вопросам работы с детьми с особыми образовательными потребностями стало еще одним приятным удивлением для координаторов Панорамы. В последние 4 года подготовка тьюторов для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья стало ключевым направлением нашего регионального отделения, поэтому выбор практик на эту тему был очевидным следствием проделанной ранее работы. Всего было представлено 18 практик и 7 технологий.
Уже в процессе проведения Панорамы к участникам присоединилась группа учителей начальных классов из мастерской «Личностно-ориентированное обучение» ассоциации учителей начальных классов г.Чебоксары «ХХI век», помогающие освоить новые современные технологии команде педагогов Синьяльской школы республики. А авторы сертифицированной практики МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г.Чебоксары «Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных проектов младших школьников» дважды представляли свою практику, сначала – учителям начальных классов Удмуртии по их заказу, а затем – педагогам республики. Особо приятным событием был тьюторский дебют наших трех молодых коллег, познакомивших сообщество со своими авторскими практиками.
Завершилось Панорама в июне. В результате была сформирована рабочая версия республиканского реестра лучших практик в области индивидуализации образования и тьюторства. А также была создана видеотека рекламных анонсов практик, технологий и банк видеозаписей презентационных площадок, сформирована рабочая версия сборника лучших практик. Четыре практики переданы в редакцию журнала «Народная школа».
В августе 2021 года планируется проведение салона «Тьюторство. Живая практика», где публично будут представлены организаторы презентационных площадок, познакомившие педагогов республики со своими авторскими практиками и технологиями. Планируется работа нескольких Залов. Вновь присоединившиеся коллеги смогут поработать в Зале для неофитов. Те, кто не решается публично представлять свои практики, встретятся в Зале тьюторов-дебютантов. Родители смогут задать свои многочисленные вопросы опытным тьюторам, организаторам Семейного Зала. А в Бенчмаркинг-зале смогут встретиться руководители образовательных организаций, авторы/держатели практик и технологий, готовых к более длительному сотрудничеству.
Еще одним замечательным достоинством Панорамы был полученный организаторами опыт проведения таких профессиональных событий в онлайн-режиме. Но на фоне явных позитивных преимуществ, как добровольное массовое включение большого количества педагогов в процесс знакомства с практиками и технологиями коллег, «не выходя из школы», готовность педагогов делиться своим опытом, освоение новых технических приемов работы в эфире, обнаружились и недостатки. Это недостаточный уровень сетевой культуры участников Панорамы, неготовность привлечь к участию в Панораме коллег из других регионов, а также проблемы логистики, которая оказалась совсем непростой.
Но доброе начало положено. Анализ проблем сделан. Принято решение, провести Панораму и в 2021-2022 учебном году, так как данное событие зарекомендовало себя как эффективная форма повышения квалификации педагогов и как результативная площадка выявления и диссеминации практик и технологий в области индивидуализации образования и тьюторства.