Среда
11 АвгЛетний университет тьюторства 2021: спасибо за лыжи!
Начиная с 2012 года, я участвую в Летних университетах тьюторства. Их формат обычно определяют универсальным понятием «форум».
Согласно словарям, «форум — мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо в достаточной степени глобальных проблем». И в этом смысле X юбилейный Летний университет тьюторства, который в этом году с 25 по 31 июля принимала у себя Удмуртия, вполне соответствовал статусу межрегионального форума – 103 участника из 17 регионов РФ в течение недели обсуждали глобальную тему: «Стоимость и ценность тьюторства».
Непосредственно этой теме был посвящен трехдневный деятельностный интенсив, модератором которого работал Денис Коричин – методолог, игротехник, лидер сообщества «Школа продуктивного действия».
Но и другие содержательные форматы ЛУТа – и Open space «Истории оформления и закрепления тьюторства в практике российского образования», и тьюторские «беседки» по презентации опыта, и экспертные лаборатории, и мастерские, и проектировочный семинар: зона ближайшего развития МТА – в той или иной степени включались в обсуждение обозначенной проблемы.
Насыщенная и продуктивная работа тьюторского сообщества на Летнем университете, конечно же, дала свои результаты – например, одним из продуктов стал Материал для рекомендаций по институциональному закреплению и финансовому обеспечению выполнения тьюторской функции в организациях общего и высшего образования.
Но ЛУТ – 2021, как и все предыдущие, при всей их непохожести – и географической, и программной, и представительской, – стал ценным для тьюторского сообщества не только общими глобальными результатами, но и личными приростами каждого из участников.
Об этом можно судить по содержанию тех многочисленных постов, которые появлялись в соцсетях в жанре репортажей под хештегом #ЛУТ2021 и во время форума, и которые публикуются после него в жанре рефлексивных эссе. И хочется отметить: у многих авторов содержание публикаций настолько глубокое, что оно становится дополнительным образовательным ресурсом для других участников события.
Поэтому и мне хочется внести свою лепту в рефлексивную сборку. И я позволю себе привести несколько цитат от ведущего интенсива Дениса Коричина – фраз, которые лично меня зацепили и вдохновили на теоретическое осмысление и практическое использование. Возможно, их автор будет не совсем доволен (или совсем не доволен) тем, что фразы «выдернуты из контекста». Но, как сказал он сам: «В контексте всегда есть некоторая субъектность».
Итак, моя субъективная выборка из сказанного на интенсиве, о котором Денис Александрович написал в ФБ так: «…участники выдержали, взяли и употребили четыре шага групповой работы, четыре консультации и две большие игропрактические формы. Такой плотности я не делал давно. Но они же брали, и я видел, что могут».
- «Стоимость и ценность должны быть соединены. Когда мы можем обосновать свою ценность, мы под это можем запрашивать ресурсы (и денежные, и другие»).
- «Проблема – это такое обстоятельство, когда человек не может что-то сделать. Хотя и очень хочет. (Если не хочет – это уже разговор не про проблему!)»
- «Если команда правильно определила проблему заказчика, то две трети стартапа уже сделано»
- «Образование – это всегда риск, причем, с обеих сторон»
- «Образование – это способ различать в действительности новый контекст»
- «Там, где «Я» есть «Я», там есть тьютор. А вот если где-то что-то «ДЛЯ меня» – там не про тьюторство»
- «Любое понятие в процессе обсуждения маркируется. Причем – обычным языком»
- «Пока вы свою деятельность не промаркировали определенным образом, все ресурсные потоки будут проходить мимо вас!»
- «Описание – это способ попытаться на карте зафиксировать свое пространство»
- «Только при определенной формулировке проблемы случается образовательное решение»
- «Самоопределение – это процесс управления собственной идентичностью»
- «Обычно в деятельности человек проявляет свою позицию лучше, чем на словах»
- «Если вы собираетесь работать без изменения базовых процессов, то разговор о стоимости не для вас»
- «Я не буду спорить: это заблуждение, но, видимо, мое»
Конечно же, цитат могло бы быть и больше, но… Записывание в блокноте отвлекает от других интересных процессов. Каких? А здесь я позволю себе привести выдержки из своих же постов в Инстаграм:
- «Даже, когда сам не высказываешься, а только слушаешь, вникаешь, сопоставляешь высказывания других (а здесь есть, кого послушать), соглашаешься или сомневаешься – всё равно это очень напряжённая мысленная работа. Потому что вникаешь, анализируешь, выстраиваешь логические конструкции…»
- «…многие проблемы обсуждаются впервые. И то, что будет создано всем нашим коллективным разумом здесь, на ЛУТе, станет развивать и развиваться ещё целый год»
- «Наш ведущий – Денис Коричин @dekor78 – делает это не просто профессионально – это настоящее интеллектуальное шоу!»
- «Не факт, что всё это сразу поймется и уложится в мозгах… Но то, что мозги уже чуть-чуть повернулись в нужную сторону – это точно!»
- «И выступать мне не сильно хотелось, и платным тьюторством я вряд ли буду заниматься, и тема семейного образования вообще не моя… Но выступили мы хорошо: хотя пятёрок не получили, но зато стабильно по три балла во всех ролях… Денис даже пошутил: “Как Бьёрн Далин: встали на лыжи – и вперёд до самого финиша”»
Летний университет тьюторства – 2021 – это уже прошлое. Но, как настоящее образовательное событие, он интересен своим последействием. Лично для меня – это те «лыжи», на которых можно идти. Вперед. Если не до финиша – то до следующего ЛУТа.
Елена Иванова,
участник девяти ЛУТов.