Куда ведет «Переход»?
 /  Государственная школа / Чувашия / Куда ведет «Переход»?

Куда ведет «Переход»?

Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом, ведь ребенок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса, которая требует от пятиклассника мотивированной активности, способности к целеполаганию и смыслообразованию, компетентности в учебном сотрудничестве, способности к саморегуляции, рефлексии и т.д.  А для пятиклассников, поступивших на обучение в наш Лицей №44 города Чебоксары, трудности перехода в основную школу могут быть связаны еще и с переходом в новое учебное заведение – с его укладом, требованиями, традициями.                                                                   Для сопровождения пятиклассников во время такого сложного периода в лицее шесть лет назад была задумана программа дополнительного образования «Переход».

Ее первый модуль называется «Лицейский этикет»: на этих занятиях пятиклассники знакомятся с нормами и традициями лицея. Принципиально важно, что каждое занятие начинается с вопросов детей. В новой школе им интересно всё, поэтому вопросы бывают самые неожиданные, а их обсуждение часто проходит в форме полилога, с совместным поиском ответов. Одна из полюбившихся детям форм работы на «Переходе» – это работа в группах, в ходе которой школьники обсуждают понятия, связанные с коммуникацией, различные ситуации, возникшие при столкновении с трудностями, вырабатывают критерии совместной деятельности. Очень часто проблемные вопросы «подбрасывает» и сам педагог. Девизом организуемых дискуссий стала фраза, которую часто повторяла на своих курсах талантливый тьютор Елена Игоревна Кобыща: «Задай вопрос миру, и он начнет тебе отвечать!»  Логично для «Перехода» содержание второго модуля: «Проект – это бросок!».  Обучаясь в начальной школе, дети приобрели некоторый опыт проектной деятельности. Но практика показывает: из-за того, что учащиеся поступили в лицей из разных школ, этот опыт у кого-то богаче, а у кого-то скуднее. В лицее сложилась определенная система проектной деятельности, знакомство с которой также требует выхода за рамки изучаемых учебных предметов. Эта задача и решается в рамках данного модуля. Очень обогатили содержание занятий знакомство с Технологией свободного проектирования и наше участие в тьюторских сейшнах, организуемых АНО ДПО «ПрЭСТО» и Межрегиональной тьюторской ассоциацией. На занятиях дети постигают важную мысль: проекты должны рождаться из собственных интересов, и каждый индивидуальный проект пятиклассника – это, прежде всего, его собственный «бросок», его шаг в будущее.  Лицей №44 целенаправленно работает над созданием такой образовательной среды, в которой возможно раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Далеко не все дети, обладая талантами и способностями, владеют навыками самопрезентации. Поэтому в состав программы «Переход» включен модуль «Формула успеха». На этих занятиях пятиклассники постигают мастерство коммуникации, участвуя в тренингах, работая в командах, изучая секреты успешного выступления перед слушателями. Завершающий программу «Переход» модуль называется «Мы – эксперты». С одной стороны, он является логическим продолжением двух предыдущих. С другой стороны, этот модуль поднимает пятиклассников на новый уровень освоения образовательного уклада лицея, где нормой является экспертная деятельность школьников на научно-практических конференциях, публичных слушаниях, проектных сессиях. Программой «Переход» не предусмотрены домашние задания в традиционном понимании этого слова. Но при этом она нацеливает детей на появление и проявление активной позиции в собственном образовании: периодически педагог отправляет через электронный журнал «Секретные задания». Они не обязательны, а секретными они называются потому, что адресатами являются исключительно дети, родители в своей почте их не видят. Задания могут быть связаны с поиском значений каких-то понятий (например, что такое проблема? чем отличаются «отметка» и «оценка»?), ответов на вопросы (например, нужно ли защищать проект, и если да, то от кого или от чего?), с реализацией маленьких проектов (например, «Мои советы будущим пятиклассникам»). Результатом выполнения «Секретного задания» ребенок может поделиться с другими в обсуждении или использовать предоставляемую на каждом занятии минуту, чтобы заполнить маленький бланк «Я это сделал!». Реализация программы не предполагает выставление отметок: акцент с внешней оценки смещается на самооценку детьми собственной деятельности. Занятия по программе «Переход» проходят один час в неделю в течение всего учебного года. Они включены в расписание, поэтому посещать их есть возможность у каждого пятиклассника. В начале года дети часто спрашивают, почему урок называется «Переход»?» В течение всего года идет совместный поиск ответа на этот вопрос. В конце учебного года многие дети задают вопрос: «А будет ли «Переход» на следующий год?» Им действительно нужен и важен этот час, когда можно быть не совсем учениками. Шесть лет назад первоначальным замыслом программы «Переход» было решение проблем адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. Сегодня «Переход» нацелен на проблему более актуальную – проблему формирования субъектной позиции ребенка в собственном образовании.

Е. Н. Иванова, педагог-организатор МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары,

член Совета Чувашского регионального отделения МТА

Руководитель Чувашского регионального отделения МТА

Поликарпова Марина Георгиевна

Поликарпова Марина Георгиевна

mgpolikarpova@gmail.com,

Образование:

  • 2010 г. ЧГУ им. И. Н. Ульянова Инженер-энергетик, диплом с отличием; 2017 г. – курс «Семейное консультирование», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. 2018 – курс «Психокоррекция», ЧГУ им. И.Н. Ульянова. с 2018 г. – Семинары и лекции П. Амонашвили, Л. Петрановской, Д. Зицера. 2019 г. – Семинар для педагогов «Современное педагогическое искусство: азбука НО». Теория и практика НО, философия современного образования, методы и подходы, знакомство со школой "Апельсин". Лектор: Дима Зицер. Институт неформального образования, Санкт-Петербург. 2020 г. – Курс «Навыки самообразования», Томский государственный университет. 2021 г. – Томский государственный университет Программа профессиональной переподготовки «Тьюторство в сфере образования», защита ВКР на отлично.

Место работы:

  • Самозанятый. Руководитель тьюторского пространства «На стороне ребенка», г. Чебоксары


Профессиональные интересы:

  • Оказываю сопровождение на этапах перехода. Работаю с альтернативными школами, семьями и детьми. Помогаю выстроить открытую, вариативную, провокативную и избыточную среду детям в частном образовании.
  • Координатор страницы Государственной школы

    Долгова Людмила Михайловна

    Долгова Людмила Михайловна

    dolgova58@mail.ru

    Образование:

    • Томский Государственный Университет, филологический факультет, 1983 г.

    Место работы:

    • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Эврика-развитие», г. Томск, директор с 1992 по 2021 г. Почетный работник общего образования. Федеральный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации. Преподаватель факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики и факультета педагогики и управления образованием Томского государственного педагогического университета. Консультант по инновационной деятельности школы «Эврика- развитие».

    Профессиональные интересы:

    • Инициатор образовательных проектов: классы Свободной педагогики, Нескучная конференции студентов по итогам педпрактики, конференции ПиР (практика и развитие) педагогов школы, Тьюторский университет для родителей, Всероссийский фестиваль «Тьюторство Сибири: диалог практик сопровождения».

    Координатор страницы Государственной школы

    e-mail: mta-org@mail.ru

    Подписка на новости