Понедельник
30 ЯнвКуда ведет «Переход»?
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом, ведь ребенок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса, которая требует от пятиклассника мотивированной активности, способности к целеполаганию и смыслообразованию, компетентности в учебном сотрудничестве, способности к саморегуляции, рефлексии и т.д. А для пятиклассников, поступивших на обучение в наш Лицей №44 города Чебоксары, трудности перехода в основную школу могут быть связаны еще и с переходом в новое учебное заведение – с его укладом, требованиями, традициями. Для сопровождения пятиклассников во время такого сложного периода в лицее шесть лет назад была задумана программа дополнительного образования «Переход».
Ее первый модуль называется «Лицейский этикет»: на этих занятиях пятиклассники знакомятся с нормами и традициями лицея. Принципиально важно, что каждое занятие начинается с вопросов детей. В новой школе им интересно всё, поэтому вопросы бывают самые неожиданные, а их обсуждение часто проходит в форме полилога, с совместным поиском ответов. Одна из полюбившихся детям форм работы на «Переходе» – это работа в группах, в ходе которой школьники обсуждают понятия, связанные с коммуникацией, различные ситуации, возникшие при столкновении с трудностями, вырабатывают критерии совместной деятельности. Очень часто проблемные вопросы «подбрасывает» и сам педагог. Девизом организуемых дискуссий стала фраза, которую часто повторяла на своих курсах талантливый тьютор Елена Игоревна Кобыща: «Задай вопрос миру, и он начнет тебе отвечать!» Логично для «Перехода» содержание второго модуля: «Проект – это бросок!». Обучаясь в начальной школе, дети приобрели некоторый опыт проектной деятельности. Но практика показывает: из-за того, что учащиеся поступили в лицей из разных школ, этот опыт у кого-то богаче, а у кого-то скуднее. В лицее сложилась определенная система проектной деятельности, знакомство с которой также требует выхода за рамки изучаемых учебных предметов. Эта задача и решается в рамках данного модуля. Очень обогатили содержание занятий знакомство с Технологией свободного проектирования и наше участие в тьюторских сейшнах, организуемых АНО ДПО «ПрЭСТО» и Межрегиональной тьюторской ассоциацией. На занятиях дети постигают важную мысль: проекты должны рождаться из собственных интересов, и каждый индивидуальный проект пятиклассника – это, прежде всего, его собственный «бросок», его шаг в будущее. Лицей №44 целенаправленно работает над созданием такой образовательной среды, в которой возможно раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Далеко не все дети, обладая талантами и способностями, владеют навыками самопрезентации. Поэтому в состав программы «Переход» включен модуль «Формула успеха». На этих занятиях пятиклассники постигают мастерство коммуникации, участвуя в тренингах, работая в командах, изучая секреты успешного выступления перед слушателями. Завершающий программу «Переход» модуль называется «Мы – эксперты». С одной стороны, он является логическим продолжением двух предыдущих. С другой стороны, этот модуль поднимает пятиклассников на новый уровень освоения образовательного уклада лицея, где нормой является экспертная деятельность школьников на научно-практических конференциях, публичных слушаниях, проектных сессиях. Программой «Переход» не предусмотрены домашние задания в традиционном понимании этого слова. Но при этом она нацеливает детей на появление и проявление активной позиции в собственном образовании: периодически педагог отправляет через электронный журнал «Секретные задания». Они не обязательны, а секретными они называются потому, что адресатами являются исключительно дети, родители в своей почте их не видят. Задания могут быть связаны с поиском значений каких-то понятий (например, что такое проблема? чем отличаются «отметка» и «оценка»?), ответов на вопросы (например, нужно ли защищать проект, и если да, то от кого или от чего?), с реализацией маленьких проектов (например, «Мои советы будущим пятиклассникам»). Результатом выполнения «Секретного задания» ребенок может поделиться с другими в обсуждении или использовать предоставляемую на каждом занятии минуту, чтобы заполнить маленький бланк «Я это сделал!». Реализация программы не предполагает выставление отметок: акцент с внешней оценки смещается на самооценку детьми собственной деятельности. Занятия по программе «Переход» проходят один час в неделю в течение всего учебного года. Они включены в расписание, поэтому посещать их есть возможность у каждого пятиклассника. В начале года дети часто спрашивают, почему урок называется «Переход»?» В течение всего года идет совместный поиск ответа на этот вопрос. В конце учебного года многие дети задают вопрос: «А будет ли «Переход» на следующий год?» Им действительно нужен и важен этот час, когда можно быть не совсем учениками. Шесть лет назад первоначальным замыслом программы «Переход» было решение проблем адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. Сегодня «Переход» нацелен на проблему более актуальную – проблему формирования субъектной позиции ребенка в собственном образовании.
Е. Н. Иванова, педагог-организатор МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары,
член Совета Чувашского регионального отделения МТА