Суббота
2 МарКогда индивидуализация – не цель, но результат!
В феврале этого года учителя истории и географии организовали в нашем лицее метапредметную декаду «Истоки». Чтобы объяснить, почему, по нашему мнению, рассказ об этом событии заслуживает публикации – да не где-нибудь, а на сайте МТА – надо совершить небольшой экскурс в прошлое.
Помните, энное количество лет назад в школах были прочно прописаны предметные недели (Неделя математики, Неделя географии, Неделя… – предметов много, «недель» хватало на целый учебный год). Ученики под руководством предметников плавно «кочевали» по одним и тем же, по сути, образовательным форматам, что уже перестало вызывать у них интерес. Поэтому в 2010 году мы приняли решение отказаться от предметных недель, как от устаревшей формы, и предложить проводить Дни наук. На встрече со старшеклассниками они эту идею поддержали, но внесли альтернативное предложение: уйти от конкретных наук и рассматривать науку шире – как область открытий. Так в лицее родился новый образовательный формат: День науки. В научном обществе лицея сформировалась проектная команда, которая превратила Дни науки в настоящие образовательные события: День Человека, День Красоты, День Команды… За десять лет ни одна тема не повторилась, но стали традиционными День Лицея в начале года и День Победителя (церемония признания) в конце. А потом грянул коронавирус, запрет на массовые мероприятия, смена администрации и образовательной политики. Идея угасла.
И вот в прошлом году администрация лицея призвала каждое ШМО организовывать предметные декады. Но поскольку в нашем ШМО историков-географов несколько учителей так или иначе знакомы с тьюторством, мы стали думать, как сделать свою декаду такой, чтобы каждый ребенок имел возможность построить в ней свой образовательный маршрут. Так и родилась идея метапредметной декады «Истоки». В прошлом учебном году попробовали – понравилось, и в этом году, заручившись поддержкой школьников, мы ее организовали снова, с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Для начала открыли Телеграм-канал https://t.me/Decada24 – его создали и вели одиннадцатиклассники. Первой публикацией был анонс декады: «Мы предлагаем всем на десять дней выйти за пределы учебных предметов и отправиться в увлекательное путешествие к истокам культурного и природного достояния современной России. Каждый день декады будет посвящен отдельной теме. Треки в образовательном пространстве нашей декады — это набор предлагаемых активностей, которые каждый участник может выбрать по своим интересам, чтобы проложить собственный образовательный маршрут. Каждый может принять собственное решение об участии в «Истоках-2024»: понаблюдать, побыть активным участником, попробовать себя в роли организатора… А можно стать и волонтером декады – дел у нас будет много, и, возможно, кто-то реализует свой собственный волонтерский проект! Включайтесь!» В ходе декады на канал подписалось более 500 человек – это были и школьники, и учителя, и даже родители.
Программа декады была составлена таким образом, что каждый день имел своё смысловое содержание: например, День Года – «Год семьи в России, Год экологической культуры и бережного природопользования в Чувашии, год 555-летия Чебоксар»; День Имени – «Выдающиеся люди России»; День Традиций – «Традиционные семейные ценности россиян»; Дни Выбора и Выхода – «Выбор личных маршрутов выходного дня».
Другой интересный пласт в организации декады – это ее треки. Всего их было пять.
Трек «Мега-лекторий» – работа лекторских групп и проведение мини-лекций, подготовленных учащимися по собственной инициативе, на уроках общественно-научных предметов. Лицейская проектная команда «Лекторий» знакомила разные классы с экспозицией «Любимому городу посвящается…». А учителя на своих уроках выделили время, чтобы все желающие могли прочитать десятиминутные лекции на разные, самостоятельно придуманные темы: «Ликбез по раздельному сбору отходов», «Семейные традиции и обычаи коренных народов России», «Интересные места нашего города», «Ресурсы Чувашской национальной библиотеки» и др.
Трек «Онлайн-марафон» – проведение онлайн-викторин, подготовленных учащимися в соответствии с темой дня. За время декады школьники придумали 17 онлайн-викторин, каждую из которых прошли десятки человек: «Десять фактов о любимом городе», «Семейный бюджет», «Интересные словечки», «Выдающиеся люди России» и др.
Трек «Нескучная лаборатория» собрал в послеурочное время на подготовленные учителями вместе с учащимися увлекательные занятия: «Говорят историки», «Семейство Игрулькиных», «Кругосветка», «Интеллектуальные волны», «Что? Где? Когда?». К сожалению, из-за болезни учителей не состоялись две лаборатории, задуманные действительно, как нескучные: «Детективы прошлого» и «Готовим экспозицию».
Трек «Пресс-сток» проходил на канале декады: там публиковалась актуальная информация, фотоотчеты по каждому дню, а еще – многочисленные рефлексивные отзывы школьников о событиях, в которых они участвовали.
Несомненно, «фишкой» декады стал трек «Исток-банк». Мы придумали «капитализацию» образовательных результатов. Выпустили условные денежные банкноты – «умишки», опубликовали расценки, и каждый имел возможность заработать «умишки» за любой вид образовательной активности. Например, подготовил онлайн-викторину – получил 30 «умишек», ответил правильно на все десять вопросов – заработал 10 «умишек». Но самое интересное – за каждые 50 «умишек» можно было «купить» один из двух сертификатов: «Хочу пятерку» или «Антидвойка». Многие коллеги откликнулись на предложение заключить соглашение с «Исток-банком», в котором обязались принимать сертификаты в обмен на оценки. Конечно, это игра, но игра азартная, и она имела успех.
А на канал декады участники в течение десяти дней могли отправлять (и отправляли) свои рефлексивные отзывы о том, что выбирали, что делали, где участвовали, что было особенно интересно.
Как мы уже объяснили вначале, главной целью декады «Истоки» был метапредметный подход к изучению общественно-научных дисциплин. Еще одной задачей было формирование ценностных отношений учащихся (к объектам познания, к самому образовательному процессу, к себе, к другим участникам образовательного процесса, к результатам образовательной деятельности).
Но при этом нам удалось хотя бы на какое-то время организовать особую образовательную среду: насыщенную и вариативную. создающую возможности для самореализации учащихся “здесь и сейчас”. Тот случай, когда индивидуализация не является главной целью, но становится результатом.
Елена Иванова, тьютор, педагог-организатор МБОУ «Лицей №44» г. Чебоксары