По следам реализации практики сетевого взаимодействия организаций образования и культуры в 2024-2025 учебном году…
 /  Государственная школа / Тьюторство в начальной школе / Чувашия / По следам реализации практики сетевого взаимодействия организаций образования и культуры в 2024-2025 учебном году…

По следам реализации практики сетевого взаимодействия организаций образования и культуры в 2024-2025 учебном году…

Практика индивидуализации «Сетевое взаимодействие организаций образования и культуры в муниципалитете для реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников» продолжает развиваться. Осуществляется данная практика сообществом учителей начальных классов городского методического объединения города Чебоксары в сотрудничестве:
– с Чувашской государственной детско-юношеской библиотекой;
– с Чувашским государственным театром кукол;
– с Чувашским национальным музеем;
– с Чувашским государственным художественным музеем.
Цель практики – создание учреждениями образования и культуры такого образовательного пространства, в котором возможна индивидуализация младших школьников для расширения образовательного пространства с возможностью тьюторского сопровождения младших школьников. Расширение и обогащение образовательной среды – это замечательный инструмент и средство для выявления и формирования познавательных запросов – интересов учащихся начальной школы и членов их семей, прекрасный способ развития деятельностных компетенций в культурно-социальной образовательной среде. Сопровождение младших школьников реализуется через технологию индивидуализации и тьюторского сопровождения «Воронка», созданную группой учителей начальных классов, участников практики.
По итогам 2024-2025 учебного года, анализируя результаты практики, мы отметили несколько важных для нашего сообщества позиций.
 Расширился состав участников нашего проекта. Кроме учителей начальных классов нескольких школ города Чебоксары, сотрудников Чувашского государственного театра кукол, Чувашского национального музея, Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки в практике стали принимать участие сотрудники Чувашского государственного художественного музея.
 Впервые в истории нашей практики 08 октября 2024г. в Чувашском государственном театре ведущими актерами театра был проведен мастер-класс для учителей начальных классов, родителей обучающихся и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций «Театр кукол в системе музыкально-эстетического воспитания детей».
 Также впервые в Чувашском государственном художественном музее 3 октября 2024г. проведен семинар-практикум «Интеграция изобразительного искусства и литера-туры в творческом развитии детей», посвященный 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Была представлена Арт-игротека как один из методов работы с детьми в художественном музее и видео рассказ сотрудника научно-фондового отдела, хранителя графики БУ художественного музея «Пушкинские места из собрания ЧГХМ».
 В культурно-образовательном проекте «Школа юного театрала» прошел конкурс чтецов «ДЕБЮТ, или Первые шаги на сцене», посвященный творчеству А. С. Пушкина. В жюри конкурса чтецов – библиотекари, ведущие артисты театра кукол, сотрудники художественного музея, школьные педагоги. Детей, желающих принять в конкурсе, было очень много, особенно среди 1-х классов.
 А также на сцене Чувашского государственного художественного музея. был проведен Фестиваль театральных постановок «МОЗАИКА», тоже посвященный творчеству А. С. Пушкина. Отрадно то, что в постановках по очень известным сказкам и стихам А. С. Пушкина были применены разные способы сценографии, сравнение сказок Пушкина и русских народных сказок, появление на сцене «оживших» Арины Родионовна и А. С. Пушкина. Жюри Фестиваля возглавила народная артистка Чувашии А. И. Каликова, члены жюри – сотрудники художественного музея, республиканской библиотеки, педагоги школ.
 В процессе проведения конкурса и фестиваля активно был использован и материал положения Фестиваля семейных театров для осуществления проекта «В том письме остаюсь жив», в котором с октября 2024 приняли участие все выше названные участники практики. Проект «В этом письме остаюсь жив» был посвящён 80-летию Победы в Вели-кой Отечественной войне 1941-1945 гг. и состоял из нескольких пространств (первое – создание иммерсивной музейной выставки средствами музейных фондов Чувашского национального музея и выставки картин художников-фронтовиков Музея Победы (г. Москва), второе – проведение Фестиваля иммерсивных спектаклей непрофессиональных семейных коллективов (положение о Фестивале составлено на основе Положения Фестиваля семейных театров проекта «Школа юного театрала»), третье – издание сборника фронтовых писем, четвертое – проведение конкурса чтецов «Дебют, или Первые шаги на сцене» по теме «Я люблю свою Родину и пятое – выпуск методического пособия-сборника сценариев спектаклей-участников фестиваля иммерсивных спектаклей). Реализация проекта осуществляется на площадках Чувашского национального музея, Чувашского государственного театра кукол. Фестиваль состоялся 22-23 апреля 2025г. в экспозиции музейной выставки «В этом письме остаюсь жив». Все постановки были засняты на камеру сотрудниками национального музея и будут использованы в разработке Музея Воинской Славы Чувашской Республики. Готовится методическое пособие-сборник сценариев спектаклей-участников фестиваля иммерсивных спектаклей. Показан репортаж по Чувашскому телевидению, вышла статья о газете «Советская Чувашия» о Фестивале иммерсивных спектаклей. Лучшие спектакли показаны в Ночь музеев в мае 2025г.. Соглас-но положению Фестиваля, все победители конкурса 27 июня 2025 г. были приглашены на премьеру спектакля «Золотая цепочка» по произведению известного чувашского писателя-фронтовика Л. Агакова в театр кукол. Экземпляр книги Л. Агакова (издание 1956 го-да) предоставлен Чувашской республиканской библиотекой, а пьесу по повести Л. Агакова написал известный драматург Ю. Бутурин.
 В пространстве практики регулярно организуются и проводятся инициированные детьми и их родителями конкурсы, проводятся подготовительные пропедевтические и основные театральные занятия в Школе юного театрала.
 Авторская программа «Классное внеклассное чтение» для младших школьников (создана в пространстве практики В. В. Дилек, бывшей заведующей отделом обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста Республиканской библиотеки), по-прежнему успешно применяется в школах города и республики. Проводятся выездные занятия и занятия в помещении библиотеки.
 Организаторы практики совместно с Национальным музеем и краеведческим отделом Республиканской библиотеки провели четыре ознакомительных семинара «Знакомство с произведениями чувашских писателей о войне» для педагогов школ г. Чебоксары и г. Новочебоксарск, на которых участники узнали подробно об этапах осуществления проекта, ознакомились с обзором книг чувашских писателей для детей о Великой Отечественной войне и смогли принять решение об участии в Фестивале иммерсивных спектаклей, выбрав произведение чувашского автора для инсценирования.
 Педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации по общеобразовательной программе «Разработка и написание сценария театрализованного представления и праздника» на базе Чувашского государственного института культуры.
 Продуман план сетевого взаимодействия учреждений образования и культуры на 2025-2026 уч. год (обучающие семинары – практикумы, конкурсы, фестивали и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Андреева Татьяна Николаевна,
член регионального отделения МТА,
руководитель практики по взаимодействию
учреждений образования и культуры

Related Posts

Руководитель Чувашского регионального отделения

Никулина Татьяна Григорьевна

Никулина Татьяна Григорьевна

Место работы и должность: МАОУ "Гимназия №5" г. Чебоксары, тьютор, федеральный эксперт в области индивидуализации и тьюторства. Профессиональные интересы: тьюторское сопровождение детей с ОВЗ, тьюторские компетенции современного педагога, тьюторский инструментарий в работе с детьми ОВЗ, тьюторское сопровождение старшеклассников при выборе профиля.

Координатор страницы Государственная школа

Долгова Людмила Михайловна

Долгова Людмила Михайловна

Томский государственный педагогический университет, преподаватель факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики.
Почётный член МТА, соучредитель МТА. Федеральный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости