Воскресенье
22 ИюнПо следам реализации практики сетевого взаимодействия организаций образования и культуры в 2024-2025 учебном году…
Практика индивидуализации «Сетевое взаимодействие организаций образования и культуры в муниципалитете для реализации индивидуальных познавательных интересов младших школьников» продолжает развиваться. Осуществляется данная практика сообществом учителей начальных классов городского методического объединения города Чебоксары в сотрудничестве:
– с Чувашской государственной детско-юношеской библиотекой;
– с Чувашским государственным театром кукол;
– с Чувашским национальным музеем;
– с Чувашским государственным художественным музеем.
Цель практики – создание учреждениями образования и культуры такого образовательного пространства, в котором возможна индивидуализация младших школьников для расширения образовательного пространства с возможностью тьюторского сопровождения младших школьников. Расширение и обогащение образовательной среды – это замечательный инструмент и средство для выявления и формирования познавательных запросов – интересов учащихся начальной школы и членов их семей, прекрасный способ развития деятельностных компетенций в культурно-социальной образовательной среде. Сопровождение младших школьников реализуется через технологию индивидуализации и тьюторского сопровождения «Воронка», созданную группой учителей начальных классов, участников практики.
По итогам 2024-2025 учебного года, анализируя результаты практики, мы отметили несколько важных для нашего сообщества позиций.
Расширился состав участников нашего проекта. Кроме учителей начальных классов нескольких школ города Чебоксары, сотрудников Чувашского государственного театра кукол, Чувашского национального музея, Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки в практике стали принимать участие сотрудники Чувашского государственного художественного музея.
Впервые в истории нашей практики 08 октября 2024г. в Чувашском государственном театре ведущими актерами театра был проведен мастер-класс для учителей начальных классов, родителей обучающихся и старших воспитателей дошкольных образовательных организаций «Театр кукол в системе музыкально-эстетического воспитания детей».
Также впервые в Чувашском государственном художественном музее 3 октября 2024г. проведен семинар-практикум «Интеграция изобразительного искусства и литера-туры в творческом развитии детей», посвященный 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Была представлена Арт-игротека как один из методов работы с детьми в художественном музее и видео рассказ сотрудника научно-фондового отдела, хранителя графики БУ художественного музея «Пушкинские места из собрания ЧГХМ».
В культурно-образовательном проекте «Школа юного театрала» прошел конкурс чтецов «ДЕБЮТ, или Первые шаги на сцене», посвященный творчеству А. С. Пушкина. В жюри конкурса чтецов – библиотекари, ведущие артисты театра кукол, сотрудники художественного музея, школьные педагоги. Детей, желающих принять в конкурсе, было очень много, особенно среди 1-х классов.
А также на сцене Чувашского государственного художественного музея. был проведен Фестиваль театральных постановок «МОЗАИКА», тоже посвященный творчеству А. С. Пушкина. Отрадно то, что в постановках по очень известным сказкам и стихам А. С. Пушкина были применены разные способы сценографии, сравнение сказок Пушкина и русских народных сказок, появление на сцене «оживших» Арины Родионовна и А. С. Пушкина. Жюри Фестиваля возглавила народная артистка Чувашии А. И. Каликова, члены жюри – сотрудники художественного музея, республиканской библиотеки, педагоги школ.
В процессе проведения конкурса и фестиваля активно был использован и материал положения Фестиваля семейных театров для осуществления проекта «В том письме остаюсь жив», в котором с октября 2024 приняли участие все выше названные участники практики. Проект «В этом письме остаюсь жив» был посвящён 80-летию Победы в Вели-кой Отечественной войне 1941-1945 гг. и состоял из нескольких пространств (первое – создание иммерсивной музейной выставки средствами музейных фондов Чувашского национального музея и выставки картин художников-фронтовиков Музея Победы (г. Москва), второе – проведение Фестиваля иммерсивных спектаклей непрофессиональных семейных коллективов (положение о Фестивале составлено на основе Положения Фестиваля семейных театров проекта «Школа юного театрала»), третье – издание сборника фронтовых писем, четвертое – проведение конкурса чтецов «Дебют, или Первые шаги на сцене» по теме «Я люблю свою Родину и пятое – выпуск методического пособия-сборника сценариев спектаклей-участников фестиваля иммерсивных спектаклей). Реализация проекта осуществляется на площадках Чувашского национального музея, Чувашского государственного театра кукол. Фестиваль состоялся 22-23 апреля 2025г. в экспозиции музейной выставки «В этом письме остаюсь жив». Все постановки были засняты на камеру сотрудниками национального музея и будут использованы в разработке Музея Воинской Славы Чувашской Республики. Готовится методическое пособие-сборник сценариев спектаклей-участников фестиваля иммерсивных спектаклей. Показан репортаж по Чувашскому телевидению, вышла статья о газете «Советская Чувашия» о Фестивале иммерсивных спектаклей. Лучшие спектакли показаны в Ночь музеев в мае 2025г.. Соглас-но положению Фестиваля, все победители конкурса 27 июня 2025 г. были приглашены на премьеру спектакля «Золотая цепочка» по произведению известного чувашского писателя-фронтовика Л. Агакова в театр кукол. Экземпляр книги Л. Агакова (издание 1956 го-да) предоставлен Чувашской республиканской библиотекой, а пьесу по повести Л. Агакова написал известный драматург Ю. Бутурин.
В пространстве практики регулярно организуются и проводятся инициированные детьми и их родителями конкурсы, проводятся подготовительные пропедевтические и основные театральные занятия в Школе юного театрала.
Авторская программа «Классное внеклассное чтение» для младших школьников (создана в пространстве практики В. В. Дилек, бывшей заведующей отделом обслуживания детей дошкольного и младшего школьного возраста Республиканской библиотеки), по-прежнему успешно применяется в школах города и республики. Проводятся выездные занятия и занятия в помещении библиотеки.
Организаторы практики совместно с Национальным музеем и краеведческим отделом Республиканской библиотеки провели четыре ознакомительных семинара «Знакомство с произведениями чувашских писателей о войне» для педагогов школ г. Чебоксары и г. Новочебоксарск, на которых участники узнали подробно об этапах осуществления проекта, ознакомились с обзором книг чувашских писателей для детей о Великой Отечественной войне и смогли принять решение об участии в Фестивале иммерсивных спектаклей, выбрав произведение чувашского автора для инсценирования.
Педагоги прошли обучение на курсах повышения квалификации по общеобразовательной программе «Разработка и написание сценария театрализованного представления и праздника» на базе Чувашского государственного института культуры.
Продуман план сетевого взаимодействия учреждений образования и культуры на 2025-2026 уч. год (обучающие семинары – практикумы, конкурсы, фестивали и др.)
Андреева Татьяна Николаевна,
член регионального отделения МТА,
руководитель практики по взаимодействию
учреждений образования и культуры