Воскресенье
4 ОктДОКЛАД НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ТЬЮТОРСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ
Международная ежегодная тьюторская конференция состоится 27-28 октября 2020 года. Тема этого года: «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» – развитие личности; становление субъектности; формирование self skills». Наш институт представит на конференции доклад «Позиция проактивности как основание и рамка тьюторской деятельности». Авторы исследования директор института Сергей Ветров и выпускница института, педагог-психолог семейного образования Наталья Хомченко (Новосибирск) выдвинули гипотезу, что основанием для формирования программы развития тьюторской деятельности и определения тьюторских компетентностей являются четыре составляющие проактивности в открытом Виктором Франклом фундаментальном принципе человеческой природы: «Между раздражителем и реакцией человек имеет свободу выбора». Эти составляющие, внутренние опоры для формирования субъектности человека, есть самосознание человека, воображение, совесть и независимая воля. Они задают векторы и рамку совершенствования тьюторской профессии.
Если посмотреть на тьюторскую деятельность как состоящую в методологическом смысле из текста, контекста и подтекста, то текстом является непосредственно сама деятельность — сопровождение тьюторанта в поле его интересов и в соответствии с полнотой тьюторского действия. Контекстом для тьюторской деятельности является пространство внутренней свободы. А подтекстом, то есть сверхзадачей — работа с внутренними опорами при переходе от события к решению.
В статье авторы наметили контуры подтекстовой работы тьютора способствовать умению тьюторанта: заботиться о себе для совершенствования самосознания; развивать своё воображение как инструмент приближения, предчувствования будущего; уделять внимание, прежде всего в процессе рефлексирования полученных результатов, понятию совести как умению чувствовать «правду между людьми», ответственность перед прошлым. А также содействовать укреплению независимой воли, нравственно-волевых характеристик личности. Для реализации данной сверхзадачи необходимо, чтобы тьютор сам обладал навыком проактивности. На следующем этапе планируется, исходя из предложенной гипотезы, продолжить работу по созданию модели построения системы специфических тьюторских компетенций.