Участие в Московской Тьюторской конференции 2018
 /  Владимирская область / Участие в Московской Тьюторской конференции 2018

Участие в Московской Тьюторской конференции 2018

30-31 октября 2018 г. преподаватели и студентка Педагогического института ВлГУ участвовали с докладами на XI Международной научно-практической конференции и XXII Всероссийской тьюторской конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества» г. Москва.
На Симпозиуме No 2: Поддержка одаренных учащихся
В.Ю. Данилова «Язык как посредник в диалоге культур: из опыта занятий с одаренными школьниками»
На Секции No3: Посредническая функция в институциональных формах
образования
Монасевич З.Л., Н.В. Чернявская «Вариативный повтор творческой задачи как форма посреднического действия»
С.В. Кириллова «Возврат к своим идеям как выход к новым масштабам понимания»
А.Р. Фаткулина, Монасевич З.Л. «Динамика включенности младших школьников в детско-взрослую поисковую деятельность»

Основные тезисы:
А.Р. Фаткулина, Монасевич З.Л. «Динамика включенности младших школьников в детско-взрослую поисковую деятельность»
« Ребята младшего школьного возраста смогли передать на листе бумаги действия муравья, сидящего на пне. При этом детей заинтересовало: «Откуда ползут муравьи? Где находится муравейник? Почему они ползут, зачем и куда?» Дети не только зарисовали траекторию перемещения муравьев, но и шагами попытались измерить на какое расстояние муравьи отползают от муравейника.»
«За время изучения траектории перемещения муравьев у детей и взрослых наблюдалась максимальная сосредоточенность и включение в процесс исследования. Так от сиюминутной активности вся группа стала переходить в удержание и «длиние» своего наивного исследования. Так в статье Архипова Б.А. и Эльконина Б.Д. сказано про посредническое действие, что «именно переходы в «длении», например, побуждения являются нашими акцентами»
«В группе возникла общая активность – задавались вопросы как детьми, так и тьюторами, на которые в живом эксперименте искались ответы. Возникающие вопросы становились новыми поворотами общего изучения мира муравьев, давали возможность пробовать все новые и новые действия: то измеряли шагами расстояние от муравья до муравейника, то рассматривали из чего состоит муравейник, то наблюдали как муравьи несут гусеницу и др. Мир природы в этих поворотах становился все проявленнее для участников исследования.
В ходе такой живой работы в группе возникло общее смысловое поле, где всем участникам была интересна жизнь муравьев, где у каждого было свое место и поле деятельности в совокупном действии, где каждый проявлял свои способы изучения (кто-то спрашивал, кто-то шагал, кто-то считал шаги, кто-то зарисовывал этот путь, а кто-то высказывал сомнения о правильности опыта и др.)»
«искренняя включенность взрослого в поисковую деятельность детей и придание значимости детским вопросам и экспериментам позволяют младшим школьникам расширить зону ближайшего развития, разжечь азарт поиска и наблюдения, увеличить детскую сосредоточенность на природных объектах и изменить отношения от формальных к содержательным, взрослым и детям ощутить себя живыми и едиными с миром.»

С.В. Кириллова «Возврат к своим идеям как выход к новым масштабам понимания»
«порождение детьми своих миров, способов действий, вживание в придуманное и найденное ими, представление и коллективное обсуждение, а затем возвращение к их мирам с новыми задачами и фокусами рассмотрения проявят новые детские смыслы, понимания, области интересов и явят новые реальности для детей.»
«Остановка в середине игры на обсуждение первого такта обогатила всех игроков независимо от возраста, позволила во втором такте смелее экспериментировать и пробовать новые варианты кооперации, новые способы заработка, чутко относиться к идеям других участников и мобильнее включать замеченные идеи в свою деятельность.
Историко- экономическая игра породила детские вопросы, которые разбирались на мастерских. Это позволило детям выбрать свой вопрос — интерес, например, Почему отличаются внешности людей разных национальностей? Как влияют языки разных народов друг на друга? Как происходили открытия новых стран и земель? Как, когда и где произошли деньги?»
«Все младшие школьники вышли на доработку своих миров, дополняя их социальными отношениями. Среди подростков … только одна группа плотно ушла в работу. Это была группа, которая в первый день создала карту. Ребята развернули картографическую работу, в которой осветили политические, национальные, религиозные особенности своего мира, показав связь этих аспектов с физическими особенностями данного мира.
Командой были представлены две новые карты-схемы. Они были сделаны на основе предыдущей карты. Территория и взаимное расположение объектов относительно друг друга осталось неизменным. Сразу выделялось то, что данные картографические произведения отражали экономико-географическую специфику мира.
Первая схема демонстрировала особенности размещения населения. С помощью количественного фона была отображена плотность населения, различных территорий мира с заданной шкалой. Благодаря этому мы узнали для каких территорий имеются показатель плотности меньше 50 чел/км2, а для более заселенных территорий характерен показатель более 500 чел/км2. Если в первый день условные обозначения городов не отражали их размер, то в этой схеме уже был использован знак «пунсон» с указанием численности населения, что позволило нам понять, что здесь в основном крупные города численностью от 500 тыс. чел, до более 1000000 чел. Карта была дополнена обозначением дорог, железнодорожных путей между городами, а с помощью знаков движения были обозначены морские пути, связывающие различные территории.
Вторая карта называлась «Распространение религий» и давала представление о том, что жители этого мира исповедуют такие направления как аршанство, капибарианство и южное язычество. Были показаны ареалы распространения данных религий.
Обе карты-схемы были обогащены пояснительным текстом и рисунками, на которых изображены жители различных территорий, что позволяло узнать их внешние отличия друг от друга. Стоит отметить, что для каждой территории был указан государственный строй, монархия, либо республика, с указанием их видов (абсолютная или ограниченная, президентская или парламентская), хотя в школьной географии с этими понятиями более детальной знакомство происходит в 10 классе. Также были раскрыты и финансово-экономические отношения как внутри каждой отдельной территории, так и между друг другом.»
«Ребята из команды подростков, которые представили свой мир, отметили, что понятие «движение» расширилось. Они поняли, что движение воздействует на все аспекты жизни, например, движение в природе влияет на быт, политику и культуру людей. Отметили, что интересно наблюдать как происходит движение в группе от слова к идеям и их воплощению. Для ребят оказалось важным их взаимодействие в команде. Ощутив свою сплоченность через явленность разных характеров в работе, подростки почувствовали, что вместе они могут сделать что-то грандиозное. Для ребят важным стало способность к спонтанности, веселой игре ума, выход в состояние, как при джазовой импровизации.»
Монасевич З.Л., Н.В. Чернявская «Вариативный повтор творческой задачи как форма посреднического действия»
« тексты, которые были созданы на второй стадии работы (это смогли сделать 4 команды из 7) отличаются большей глубиной и проработанностью материала и оригинальностью идей по сравнению с работами первого такта.
Наиболее отчётливо эта тенденция заметна в работе команды 12-14-летних подростков. От списочного текста, состоящего из 10 неразвернутых пунктов, они перешли к сверхподробному описанию социальной, эконо мической и политической структуры мира, а также к очень подробному обзору его основных вероисповеданий. В целом работа отличается существенным объемом, текст демонстрирует очень высокий уровень владения ребятами письменной речью: описание чётко структурировано, каждая его часть логически выстроена, составлена по преимуществу из распространённых предложений, в описании оправданно и остроумно использовано словотворчество (страна Ария – жители ариане – валюта ариона – религия аршанство).»
«Анализируя результаты проделанной работы сделать следующие выводы:
– повторное обращение к предложенной теме и форме работы актуализирует личностный смысл задания для детей, воспринимается ими как нечто интересное и положительно окрашенное;
– за счет этого происходит активизация знаний и способностей ребенка, повышается степень его включенности в работу;
– повтор задания оказывается очень результативным способом вовлечения группы детей в совместную деятельность. По мнению С.И. Гессена, «подлинно индивидуальное есть прежде всего незаменимое. … Но незаменимость достигается лишь через обретение своего места в совокупном действии, направлена на разрешение сверхиндивидуальной задачи» [1, с.75];
– в коллективе, охваченным «сверхиндивидуальной» задачей, востребованной оказывается целостная картина вопроса – такая, которая позволяет детально обсуждать идеи с заинтересованными собеседниками, а также заинтересованно воспринимать их комментарии и предложения – таким образом, частично нейтрализуется характерная для сознания современных подростков фрагментарность мышления и речи.»
В.Ю. Данилова «Язык как посредник в диалоге культур: из опыта занятий с одаренными школьниками»
« Задачи работы были следующими: показать примеры заимствования слов в русском языке и влияние русского на другие языки; выяснить причины перехода слов из одного языка в другой, определить сферы взаимовлияния языков. Одновременно ставилась задача проверить степень интереса участников мастерской к лингвистическим вопросам, их готовность самостоятельно размышлять и искать ответы.»
«ведущий предложил ребятам начать с выяснения того, что они знают о своих именах. Недаром говорят, что имя – это судьба: оригиналом является латинское выражение из комедии Плавта («Перс», 625) nomen est omen, то есть буквально «имя есть предзнаменование». По ходу работы заполнялась таблица с графами: «Твое имя», «Из какого языка» и «Что значит».
«Далее участники получили карточки с набором слов, пришедших в русский язык из определенного языка или группы языков. Слова для занятия можно выбрать из специальных словарей [4; 5]. Задачей ребят было определить эти языки, высказать свои догадки.»
«Далее обсуждали вопрос о том, по какой причине в язык приходят новые слова, и в каких сферах это может произойти. Часто заимствуются названия блюд. Например, в английском, испанском и других языках есть слово kvas (квас). Ведущий подчеркнул, что при переходе слов возможны их фонетические изменения, то есть приспособление под родной язык.»
«Далее старшие ребята выполняли задание, придуманное одним из них. Подросток сочинил текст про мальчика, который с утра собирается, идет в школу, а по дороге с ним происходят неожиданные события. В этом тексте нужно было выделить слова, пришедшие в русский язык из немецкого языка. Ребята подчеркивали слова, а затем автор текста проверял правильность выбора.»

Координатор страницы Владимирской области

Монасевич Зоя Леонидовна

Монасевич Зоя Леонидовна

zoyam@ai33.ru

Образование:

  • Томский Государственный Педагогический институт, факультет начальных классов Работа над диссертацией по теме «Дидактические условия становления образовательной инициативы в процессе обучения младших школьников».

Место работы:

  • Старший преподаватель, Владимирский государственный педагогический университет, кафедра гуманитарного цикла факультета педагогики и методики начального обучения.

Профессиональные интересы:

  • Гуманитарное образование, технологии открытого образования, условия для осмысленного овладения собственным поведением, через реализацию и пробу различных видов деятельности.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости