Вторник
29 ДекОркестр в 3 классе
Оркестр в 3 классе
(из опыта работы учителя музыки)
Филиппова Г.С.
Я работаю учителем музыки ввальдорфских классах МБОУ СОШ №29 г.Владимира.
В этом 2014-2015 году я встретилась с замечательным 3В классом, в котороммного талантливых, творческих, неординарныхдетей, но есть и ребята со слабыми музыкальными способностями. Передо мной встали проблемы – 1) как научитьдетей слушать и слышать не только себя,но и товарища, учителя, взрослых? Какнаучить работать в коллективе, неподавляя яркую индивидуальность, аспособствуя ее правильному развитию?2) Как повысить интерес к музыке? 3)Развить музыкальные способности у всехдетей, не только одаренных?
ФГОС начального образования определяет ценностные ориентирысодержания образования, в том числе формирование психологические условийразвития общения, кооперации,сотрудничества.
Каким образом этого добиться?Как один из возможных путей – через практическую, общую для всего класса творческую созидательную деятельность– создание классного оркестра. Практика показала, что подобный вид деятельности способствует развитию и формированию универсальных учебных действий –личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Последовательная реализациятакого деятельностного подхода направленана повышение эффективности образования,более гибкое и прочное усвоение знаний учащихся, возможность их самостоятельного движения в музыке, существенное повышениеих мотивации и интереса к учебе.
В начальной школе закладывается основа образованности, ведущая кстановлению мировоззрения, идеалов,вкусов, потребностей личности, Среди обязательных предметов, входящих в программу общего развития школьников,необходимо уделять гораздо большее внимание художественному воспитанию детей, что совершенно необходимо для формирования у них эмоционально-личностного отношения к сокровищам мировой культуры.
Возрастной период с 6 до 9 леточень благодатен для развития творческих способностей ребенка. В этом возрасте,когда ребенок с интересом берется за любое новое дело, доверяет взрослым,смотрит на мир широко открытыми глазами,его необходимо научить творчески мыслить, развивать эмоциональную сферу деятельности, творить красоту, добро.Занятия музыкой немало способствуют решению данной проблемы.
В начальной школе дети поют вхоре. При первом прослушивании обнаруживается, что некоторые дети не могут чисто интонировать и зачастую стесняются петь. Игра на музыкальных инструментах опосредованно, но весьма существенно, влияет на формирование певческого голоса, способствует увеличению певческого диапазона,становлению чистоты певческой интонации,развивает музыкально – творческие способности. Нельзя по-настоящем ухудожественно исполнять, сочинять,слушать музыку, не умея самому думатьи чувствовать звуковыми образами. Это умение от природы есть, конечно, в большей или меньшей мере у всех. Надо только дать ему развиться.
Мысль об участии в оркестре всех детей, в том числе и с низким уровнем музыкальности, явилась первым шагом к постановке проблемы музыкально творческого воспитания всех без исключения учащихся в процессе обученияигре на простейших инструментах.
Как показал практический опыт,не только пассивное слуховое знакомство,но и активное изучение музыкальных инструментов, способов и приемов игры на них может способствовать целенаправленному развитию тембрового, гармонического,полифонического, динамического слуха,а также чувства ритма и темпа.
С первогокласса в нашей школе ребята учатся играть на деревянных блок-флейтах сопрано. В 3 классе вводится нотная грамота. Это способствовало тому, что абсолютно все дети (даже не очень способные) могут играть музыкальные произведения. С начала учебного годамы исполняли двух и трехголосные канон,праздничные, сезонные, ремесленныепесни, фольклорные песни разных народовмира.
В этом классе многие дети занимаются в музыкальной школе. Им очень хотелось показать свое мастерство. Так в нашем оркестре, помимо флейт, появились фортепиано, аккордеон, жалейка. И,конечно, множество ударных инструментов,включая ложки, бубны, тамбурины, барабаны, ксилофон. Выбор инструмента был пожеланию самих ребят, они могли игратьи на нескольких инструментах. Сначала всем хотелось играть на всем. Сталиискать интересные звуки – например,старинная стиральная доска всех удивила своим тембром, по треугольникам можно было стучать разными палочками, получался каждый раз разный звук. В классе стали появляться свистульки, погремушки,трещотки. Для начала мы выбрали для игры в оркестре русскую народную песню«Ах, вы, сени». В ней 5 куплетов. Можно было менять свой инструмент, играя следующий куплет. Постепенно большая часть ребят определились с выбором.
Дети с большим энтузиазмом отнеслись к репетициям. Сергей сам подобрал мелодию на свистульке с 6 дырочками. Данила сказал, что ему не нужна моя помощь, и он сам подберет пьесу на аккордеоне (мы лишь обговорили тональность). Максим придумал свою партию игры на ложках и научил еще четверых ребят. Мы оставили его задумку на начало пьесы, при этом попросили провести ряд мастер – классов для наших ложкарей Какушкину Юлю, ученицу 10 класса(она уже 10 лет занимается в фольклорном ансамбле). Юля с удовольствие откликнулась и стала помощником учителя, занимаясь с ребятами на переменах и после уроков.
Еще одним помощником учителя стала мама одного из учеников класса –Яна Владимировна. Она уже многие годы собирает народные музыкальные игры и хороводы. У нас уже был совместный опыт работы при проведении праздников Урожая и Масленицы. Я предложила ей придумать хоровод-игру на песню «Ах, вы, сени», в котором могли бы участвовать и дети, и их родители на классном празднике, что она с удовольствием и сделала. Так появились еще и танцоры.
Ученики класса много и с удовольствием поют и на уроках музыки,и на ритмической части основного урокас классным учителем Сыровой А. Б. Некоторые ребята занимаются в музыкальных школах вокалом. Класс занял первое место на городском конкурсе «Рождественскаязвезда» в январе 2015 года в номинации«Духовные песнопения». Поэтому мы стали не только играть «Ах, вы, сени», но и петь на 2 голоса.
Так родилась идея – объединитьв одном выступлении пение, танец и оркестр. В итоге все дети класса пели,танцевали и играли на музыкальных инструментах. Первые репетиции были очень шумные: индивидуальные партии еще не были придуманы (многие дети сами предлагали как играть), выучены, каждый старался перекричать другого, очень хотел быть услышанным Дети отмечали,что играть в оркестре очень трудно, так как надо слышать не только себя, но и всех остальных, иначе не получается красоты, гармонии. Постепенно характер репетиций изменился, ребята стали получать удовольствие от совместной игры. Эта деятельность позволила некоторым детям со слабо развитыми музыкальными способностями по-новому проявить себя, способствовала их социализации. При этом и одаренные ученики смогли реализовать свои творческие идеи.
Партии флейт и вокал мы учили на уроке музыки и на ритмической части основного урока. Это позволили петь ииграть не один раз в неделю, а каждый день. Партии остальных инструментов приходилось разучивать в после уроков.
Работа еще не окончена – мы готовим выступление ребят перед родителями на празднике в конце учебного года. Но уже сейчас хочется отметить,что участие учеников в активном музицировании подняло на более высокий уровень значимость урока музыки, сплотило классный коллектив, способствовало развитию универсальных учебных действий- личностных (осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя– слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества, усвоение социальных функций музыки в жизни человека,общества);познавательных (осознание музыки как «искусства интонируемого смысла» по Б.В.Асафьеву, усвоение особенностей музыкального жанра, стилей,языка как средств создания музыкального образа, оценка восприятия и исполнения музыкального произведения и др.);регулятивных (опора в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт, работа над исполнением сочинения на основе исполнительского плана, оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживанияи др.); и коммуникативных (учет позиций одноклассников, умение вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений, сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий.)