В Саратовской области открыта региональная инновационная площадка «Тьюторское сопровождение участников образовательных отношений как условие успешной социализации школьников»
 /  Саратовская область / Саратовская область / В Саратовской области открыта региональная инновационная площадка «Тьюторское сопровождение участников образовательных отношений как условие успешной социализации школьников»

В Саратовской области открыта региональная инновационная площадка «Тьюторское сопровождение участников образовательных отношений как условие успешной социализации школьников»

На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» Энгельсского муниципального района Саратовской области открыта региональгая инновационная площадка «Тьюторское сопровождение участников образовательных отношений как условие успешной социализации школьников»

Идея проекта «Тьюторское сопровождение участников образовательного процесса как условие успешной социализации» заключается в том, чтобы в рамках системы тьюторского сопровождения и детей, и взрослых в условиях событийного образовательного пространства школы обеспечить социализацию школьников в соответствии с современными вызовами системе общего образования.

Цель: спроектировать и апробировать систему тьюторского сопровождения участников образовательных отношений (обучающихся и педагогов) в условиях событийной образовательной среды школы.

Задачи:

– провести экспертизу образовательной среды (по В.А. Ясвину);

– осуществить подготовку педагогов к осуществлению тьюторского сопровождения обучающихся в событийном образовательном пространстве;

– спроектировать событийное образовательное пространство как условие построения и реализации индивидуальных траекторий развития;

– организовать деятельность по построению индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся в событийном образовательном пространстве;

– осуществить рефлексию деятельности и сформировать пути дальнейшего развития системы через проектирование концепции воспитательной работы школы.

В Саратовской области накоплен достаточный практический опыт по тьюторскому сопровождению обучающихся (в рамках деятельности региональной экспериментальной площадки «Развитие тьюторских практик как необходимое условие становления системы непрерывного образования», апрель 2011 – апрель 2014 гг.). Одним из продуктов экспериментальной деятельности стало создание модели тьюторского сопровождения образовательного процесса, включающей в себя пять уровней. Каждый из этих уровней соответствует пограничному периоду в жизни участников образовательного процесса: поступление в образовательную организацию, переход из начальной школы в основную, переход из основной школы старшую. Кроме того, модель включает в себя деятельность по сопровождению одаренных обучающихся в образовательном процессе, а также распространение накопленного практического опыта самими педагогами.

На основе данной модели были также сформированы отдельные сценарии тьюторского сопровождения обучающихся: сценарии природосообразной мотивации и целеполагания (возраст-ориентированные), сценарии устойчивого продвижения (преемственно-ориентированные) и проектирование образа будущего. Стоит отметить, что указанные сценарии задают лишь направление деятельности, дополняют друг друга, могут ложиться в основу системы работы образовательной организации отдельно друг от друга.

В ходе осуществления инновационной деятельности планируется проектирование воспитательной концепции образовательной организации (МБОУ «СОШ № 4» ЭМР). В основе проектировочной деятельности лежит освоение практик тьюторского сопровождения обучающихся через построение индивидуальных образовательных траекторий в условиях образовательной среды, насыщенной образовательными событиями.

Тьюторская деятельность в рамках описываемой инновационной площадки будет реализовываться по направлению сопровождения ребенка в движении по индивидуальной образовательной траектории, составляющими которой являются индивидуальные траектории обучения, воспитания и развития обучающегося. Данные траектории, в свою очередь, подразделяются на знаниево-, практико- и творчески- ориентированные; индивидуально- и личностно- ориентированные (по Е.А. Александровой).

При этом, само тьюторское действие разворачивается через разные контексты: информационный контекст, социальный контекст, антропологический контекст. Каждый из контекстов предполагает реализацию образовательных технологий:

информационный контекст – технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП),

социальный контекст – технология «Дебаты» и проектирование,

антропологический контекст – «Портфолио», исследование и проектирование, технология ситуативного анализа.

8. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

В рамках инновационной площадки предполагается осуществлять мониторинг уровня сформированности следующих ключевых компетенций:

учебная компетенции, компетенции в сфере непрерывного образования;

компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности;

компетенции в культурно-досуговой деятельности;

компетенции в бытовой сфере, включая физическую культуру и спорт;

компетенции в социально-трудовой деятельности.

Обозначенные компетенции являются составляющими модели оценки качества образования с позиций уровня сформированности пяти ключевых компетенций. Модель содержит совокупность основных показателей по каждой компетенции и для каждой возрастной группы. Спектр диагностических методик предполагает расширение, что позволит получить более объективные результаты.


Логинов Д.А. Как построить систему тьюторского сопровождения обучающихся в школе. – М.: Сентябрь. – 2014. – 160 с.

Александрова Е.А. Чем отличается работа освобожденного классного воспитателя от работы классного руководителя с позиции тьюторской деятельности? // Завуч. – № 4. – 2007. – С. 57-59.

Ковалева Т.М. Организация тьюторской деятельности в современной школе // Проблемы современного оббразования. – № 4. – 2010. – С. 19-23.

Симонова А.В. Диагностика уровня сформированности ключевых компетенций в соответствие с ФГОС общего образования // Справочник педагога-психолога. Школа. – № 1. – 2015. – С. 13-22.

Координатор страницы Саратовской области

Логинов Дмитрий Александрович

Логинов Дмитрий Александрович

energy.lda@gmail.com

Образование:

  • Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, биологический факультет. Получен диплом с отличием о высшем образовании. Присвоена квалификация – учитель биологии и химии.

  • Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского, кафедра педагогики, очная аспирантура по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» 13.00.01.

  • ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», профессиональная переподготовка «Менеджмент организации», 2013 г.

  • ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», профессиональная переподготовка, квалификация «Педагог-психолог системы образования», 2014 г.

  • Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, факультет психолого-педагогического и специального образования, магистратура, Направление 44.03.01 «Педагогическое образование» (Педагогичсекое сопровождение ребенка в процессе становления личности).

Место работы:

  • 2007-2010 МОУ «Гимназия № 87», учитель биологии и химии

  • 2010-2015 Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (ГАО ДПО «СОИРО»), кафедра управления образованием, старший преподаватель, методист.

  • с 2015 года – МОУ «Гимназия №7», заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии.

  • Автор и ведущий студии тьюторского сопровождения индивидуального развития ребенка

Профессиональные интересы:

  • Индивидуализация образовательного процесса, открытое образование, Инновационное управление образовательной организацией, гендерная педагогика, экзистенциальная психология.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости