Модель тьюторского сопровождения образовательного процесса
 /  Саратовская область / Саратовская область / Модель тьюторского сопровождения образовательного процесса

Модель тьюторского сопровождения образовательного процесса

Модель тьюторского сопровождения образовательного процесса

В целях распространения лучших образцов инновационного опыта и развития практик индивидуализации в образовательном пространстве Саратовской области на заседании научно-методического совета ГАУ ДПО «СОИРО» было принято решение (протокол № 1 от 16.02.2017 г.) о распространении модели тьюторского сопровождения образовательного процесса (Приложение).

Нормативное основание внедрения модели – федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, которые задают новые типы образовательных результатов и требования на обеспечение новых условий организации образовательного процесса.

Во-первых, ФГОС обеспечивают вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся» (ч.3 п. 1ст. 11 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)[1].

Во-вторых, условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов (п.21 ФГОС ООО)[2].

В-третьих, условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:

– осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;

– самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками» (п. 21 ФГОС СОО)[3].

Очевидно, что реализация указанных пунктов требует не только переподготовки педагогических сотрудников, но и существенных организационно-управленческих изменений в организации образовательного процесса и взаимодействия с организациями, окружающей территории.

Так, на федеральном уровне утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»[4], включающий обобщенную трудовую функцию «Тьюторское сопровождение обучающихся». Данный документ позволяет выстраивать более конструктивную деятельность, направленную на индивидуализацию образовательного процесса.

В Саратовской области накоплен достаточный практический опыт по тьюторскому сопровождению обучающихся (в рамках деятельности региональной экспериментальной площадки «Развитие тьюторских практик как необходимое условие становления системы непрерывного образования», апрель 2011 – апрель 2014 гг.).

Одним из продуктов экспериментальной деятельности стало создание модели тьюторского сопровождения образовательного процесса, включающей в себя пять уровней. Каждый из уровней соответствует пограничному периоду в жизни участников образовательного процесса: поступление в образовательную организацию; переход из начальной школы в основную; переход из основной школы старшую. Кроме того, модель включает в себя сопровождение одаренных обучающихся и обучающихся с ОВЗ, а также распространение накопленного практического опыта педагогами.

Апробация модели и дальнейшее развитие ее сценариев проходило в рамках деятельности стажировочной площадки «Распространение в Саратовской области Российской Федерации моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» (2011-2015 г.г.). Был разработан и апробирован сценарий «Проектирование образа будущего как ресурс сохранения и укрепления личного здоровья».

На сегодняшний день практики индивидуализации и тьюторства с опорой на указанную модель реализуются в следующих образовательных организациях города Саратова и Саратовской области: МОУ «Лицей № 50» и МОУ «СОШ № 75» Ленинского района МО «Город Саратов»,                  МОУ «СОШ № 4» ЭМР Саратовской области.

Кроме того, опыт индивидуализации и тьюторства в урочной и внеурочной деятельности демонстрируют:                                                 МАОУ «Гимназия № 1» Октябрьского района МО «Город Саратов», МОУ «СОШ № 9» г. Аткарска.

В этой связи, кафедра управления развитием образования                 ГАУ ДПО «СОИРО» готова оказать научно-методическое сопровождение коллективам образовательных организаций, ориентированных на внедрение указанной модели.

Для получения дополнительной информации просим обращаться на кафедру управления развитием ГАУ ДПО «СОИРО» по адресу ул. Большая Горная, д. 1, аудитория 217, по телефону 28-25-24 (доп. 132) или по адресу электронной почты kuoiros@gmail.com. Контактное лицо –                  Дмитрий Александрович Логинов, старший методист кафедры управления развитием образования.

 

Приложение

 

 

Модель тьюторского сопровождения образовательного процесса

Направление тьюторской деятельности Содержание тьюторской деятельности
Первый уровень
Психолого-педагогического сопровождения семей будущих первоклассников

1. Просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам индивидуализации образовательного процесса, построения индивидуального образовательного маршрута, новые требования к образовательному учреждению в условиях реализации федерального государственного стандарта начального общего образования.

2. Построение вариативной дорожной карты взаимодействия «родитель-школа».

Второй уровень
Сопровождение траектории ранней социально-педагогической адаптации обучающихся 1-4 классов.

1. «Один день в 5 классе».

2. «Погружение в науку» (работа в разновозрастных студиях с обучающимися основной и старшей школы).

3. «Проектирование будущего».

4. Метапредметные недели.

Третий уровень
Сопровождение профессиональной ориентации в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.

1. Сопровождение культурных практик, групповых и индивидуальных проектов обучающихся (разновозрастная студия «Мой проект»).

2. Тьюториалы и тренинги (профессиональное самоопределение).

4. Дискуссионный клуб.

5. Кино-клуб «Мирный воин».

6. Организация работы с портфолио (обеспечение грамотного целеполагания и мотивация).

Четвертый уровень
Построение системы сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ на всех уровнях общего образования.

1.  Определение образовательных потребностей и адаптация образовательной среды.

2. Расширение образовательной среды: анализ ресурсов, построение индивидуальных образовательных маршрутов.

3. Сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов .

Пятый уровень
Представление и распространение накопленного опыта по тьюторскому сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов.

1. Расширение границ тьюторства на педагогов.

2. Мотивация педагогов к инновационной деятельности через построение индивидуальных траекторий развития.

3. Организация и проведение образовательных событий для педагогов.


[1] Федеральный закон от 29.12.212 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577).

[3] Федеральный государственный образвоательный стандарт среднего общего образования  (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578).

[4] Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 г. № 10н (зарегистрирован в Минюсте 26 января 2017 г., регистрационный номер 45406).

Источник: http://soiro.ru/news/2017/03/24/model-tyutorskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-processa

Координатор страницы Саратовской области

Логинов Дмитрий Александрович

Логинов Дмитрий Александрович

energy.lda@gmail.com

Образование:

  • Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, биологический факультет. Получен диплом с отличием о высшем образовании. Присвоена квалификация – учитель биологии и химии.

  • Педагогический институт СГУ им. Н.Г. Чернышевского, кафедра педагогики, очная аспирантура по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» 13.00.01.

  • ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», профессиональная переподготовка «Менеджмент организации», 2013 г.

  • ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», профессиональная переподготовка, квалификация «Педагог-психолог системы образования», 2014 г.

  • Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, факультет психолого-педагогического и специального образования, магистратура, Направление 44.03.01 «Педагогическое образование» (Педагогичсекое сопровождение ребенка в процессе становления личности).

Место работы:

  • 2007-2010 МОУ «Гимназия № 87», учитель биологии и химии

  • 2010-2015 Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной институт развития образования» (ГАО ДПО «СОИРО»), кафедра управления образованием, старший преподаватель, методист.

  • с 2015 года – МОУ «Гимназия №7», заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель химии.

  • Автор и ведущий студии тьюторского сопровождения индивидуального развития ребенка

Профессиональные интересы:

  • Индивидуализация образовательного процесса, открытое образование, Инновационное управление образовательной организацией, гендерная педагогика, экзистенциальная психология.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости