Вторник
7 Май14-15 марта 2019 г. Международный форум «Гуманизация образовательного пространства»
14 марта в XII корпусе СГУ состоялось торжественное открытие форума, на который собрались учёные в области педагогики из разных регионов страны.
Открывая форум, проректор по учебной работе СГУ И.Г. Малинский передал слова приветствия его участникам от ректора Саратовского университета А.Н. Чумаченко. «В этом году традиционный международный форум проходит в год 110-летия нашего университета и 100-летия высшего педагогического образования в Саратовской области, – напомнил Игорь Герикович. – Приятно видеть гостей не только из различных регионов нашей страны, но и из других стран. Это говорит о значимости и востребованности форума. Не первый год его организацию берут на себя факультет психолого-педагогического и специального образования СГУ и Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Руководство университета выражает им благодарность и желает всем участникам новых открытий и интересных знакомств».
Председатель форума – руководитель приоритетных проектов и программ СГУ Е.Г. Елина – подчеркнула знаковость события: большая научная конференция проводится в юбилейный для университета год и посвящена одной из магистральных проблем современной науки – гуманизации образования. «Когда мы говорим об учителях и вузовских преподавателях, всё чаще звучит мотив профессионального выгорания, – обозначила одну из дискуссионных тем Елена Генриховна. – Какие бы профессиональные подпорки мы ни дали нашим студентам, работа на практике вносит свои коррективы. В связи с этим возникает много проблем, связанных с подготовкой школьного учителя. Как сделать, чтобы на протяжении многих лет этот огонёк, эта искра и это желание работать с детьми и со студентами не пропадали, а, наоборот, разгорались с новой силой? Проблемы гуманизации касаются и другой стороны образовательного процесса. Пришло новое поколение, которое больше смотрит, чем слушает и читает. Появилось даже такое понятие как развизуализация молодого поколения. Думаю, нам не удастся это сделать, надо думать о том, как ребят, выросших в условиях Интернета, глобального мира, приблизить к той высокой науке, которую мы пытаемся им преподать. Очень важно, что вместе с авторитетными учёными и преподавателями в конференции принимают участие студенты, которые завтра станут нашими коллегами».
Декан факультета психолого-педагогического и специального образования Р.М. Шамионов напомнил, что раньше педагогов готовили под лозунгом «Образовывая, воспитываем – воспитывая, образовываем». «Но реалии сегодняшней изменившейся жизни требуют от нас внесения корректив, – заметил Раиль Мунирович. – И главным мотивом нашей деятельности становится лозунг “Не навреди!”. Мы обладаем многими технологиями, реформируем образование, вводим новые стандарты. Сегодняшние доклады и посвящены этой главной линии – гуманизации образования. Для нас эти проблемы не новы: на факультете действуют пять педагогических кафедр, которые реализуют эту парадигму в своих научных исследованиях и методических трудах. И другие кафедры работают в этом русле: психологи стремятся создать психологические пространства в целях гуманизации образования. Поэтому мы очень ждём от участников конференции плодотворной дискуссии, новых идей и познавательного напряжения, которое рано или поздно приведёт к изменениям в самой системе образования».
Модератор форума – заведующая кафедрой начального языкового и литературного образования СГУ Л.И. Черемисинова предложила выступающим обсудить методологические основания педагогической деятельности в изменяющемся образовательном пространстве.
Эмоциональный тон дискуссии задал профессор Воронежского государственного педагогического университета, заслуженный деятель науки РФ Е.П. Белозеров. Заявленная им тема «Гуманизация в педагогическом образовании: мечта, надежда, концепт» заострила многие вопросы повестки дня форума: «Мы настаиваем на гуманизации отечественного образования, мы просто обязаны найти правильный вариант наших профессиональных действий, – заявил Евгений Петрович. – Мы в своей образовательной деятельности сегодня подвергнуты риску, опасности потери субъектности, профессиональной идентичности; существо нашего сегодняшнего состояния, увы, зачастую характеризует “имитация образовательной деятельности”. Но у нас много и оптимистического историко-педагогического материала, который помогает выживать и работать». Большой интерес у присутствующих вызвало предложенное им осмысление концепта современного педагогического университета.
Его коллега по Воронежскому университету – профессор М.В. Шакурова приоткрыла «профессиональные тайны», посвятив своё выступление педагогическим и антипедагогическим смыслам скрытого содержания образовательного пространства. Школа, по её мнению, должна породить определённый жизненный уклад, дух, атмосферу. Она также поделилась наблюдениями, связанными с поездкой в Великобританию и посещением многих английских школ. В её задачу входило разглядеть и проанализировать смыслы, которые стоят за организацией школьного пространства – коридоров, классов, так называемых «зон ненаблюдаемости», где ребёнок мог бы отдохнуть от коллектива.
М.П. Воюшина, профессор Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имени И.А Герцена, рассказала об эксклюзивном подходе к построению курсов «Русский язык» и «Литературное чтение» в образовательной системе «Школа диалога», посвятив свой доклад организации работы с текстом учебника, который, по М.М. Бахтину, является «объектом для исследования и мышления».
Профессор Владимирского государственного университета Л.К. Фортова посвятила своё выступление эффективности учебной деятельности в школе и вынесла на обсуждение вопрос о том, как формируется защищённая нравственность, чтобы ребёнок не стал жертвой социализации.
Профессор Ф.Г. Мухаметзянова из Казанского (Приволжского) федерального университета представила магистратуру как модель обучения взрослого человека: она проанализировала соотношение личностно-ориентированного и субъектно-деятельного подходов в подготовке будущих магистров.
Интересными исследованиями поделился профессор Московского городского педагогического университета Б.В. Куприянов, который провёл социально-педагогическую реконструкцию деятельности вожатого в советском пионерском лагере в 1960–80 годах.
Пленарное заседание перешло в работу секций по 10 направлениям. Они проходили в СГУ и на выездных площадках. В рамках форума 15 марта прошла всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования».
Видеодоклады и видеосообщения на столь актуальную тему были представлены из 30 городов России и 7 стран, в том числе Казахстана, Абхазии, Белоруссии, Израиля, Египта.
Ссылка на источник