Профессии, которые мы выбираем, или тьюторское сопровождение «работы с будущим»
 /  Ростовская область / Профессии, которые мы выбираем, или тьюторское сопровождение «работы с будущим»

Профессии, которые мы выбираем, или тьюторское сопровождение «работы с будущим»

Вопрос о том, как человек выбирает свой путь, свое будущее, – краеугольный в старшей школе. Несколько десятков лет в стране создавалась система, которая делала все, чтобы сориентировать старшеклассников в выборе профессии: познакомить с некоторыми из них, определить склонность к той или иной профессии,

дать попробовать себя (через систему учебно-производственных комбинатов (УПК). Все продумано, но….. но прошло столько лет, а сменился лишь антураж, не более. Изменения в нашей современной жизни происходят гораздо быстрее, чем несколько десятков лет назад. Современные дети не жили в эпоху, когда не было мобильных телефонов, а ведь это было совсем недавно.

Профессии, которые мы предлагаем старшеклассникам выбрать для своего будущего, уже профессии прошлого века, а им жить в другом, стремительно меняющемся мире, и поэтому профессии скорняк или секретарь-машинистка, которые предлагает детям тест на склонность к профессии, по меньшей мере, уже можно отнести к экзотическим. Тогда на что мы профессионально ориентируем их? Как мы, родом из прошлого века, можем предлагать подросткам профессии, которые будут востребованы в их будущем, через 20-30 лет? Что же тогда делать, если мы не знаем, каков будет рынок профессий. Да и сами профессии, каковы будут через 10-20 лет? А это ведь будущее, в котором наши сегодняшние старшеклассники будут на пике своей жизненной активности. Как мы в школе можем готовить к профессиям медицинский маркетолог, архитектор виртуальности, моделировщик «умной среды», ментор стартапов, трендвочер?

Год назад Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Во время этих исследований «…эксперты обсуждали технологические изменения, социальные и экономические процессы, влияющие на структуру рабочих задач, и строили отраслевые «карты будущего», при помощи которых выявляли спрос на новые компетенции и выстраивали образ новых профессий. Результаты исследования были собраны в «Атлас новых профессий».

По мнению разработчиков «Атласа», первыми начнут исчезать профессии, которые можно автоматизировать, и профессии, суть которых– «посредничество» между рынком и потребителем товаров и услуг. Так к 2020 году не будут востребованы и устареют такие профессии как: сметчик, лектор, библиотекарь, турагент, а после 2020 уже не нужны будут профессии юрисконсульт, нотариус, риелтор, логист, системный администратор и даже журналист.

Что остается делать школе? Как профессионально ориентировать детей? С чем мы работаем: с будущим или прошлым?

В статье С.А. Смирнова «Практики работы с будущим» говорится: «…Школа работает с прошлым. Никакие образцы будущего она не строит и не учит строить. Никакая училка не будет этого делать, поскольку она сама – комок нервов и стрессов. Она боится будущего. …А поэтому школа всегда будет отставать. И мы всегда будем готовить выпускников, уже отставших от жизни, всякий раз догоняющих, поскольку в модели конвейера, в модели массовой средней и высшей школы нет места практикам работы с будущим.»

Обидно, но верно. Может и не учитель этим должен заниматься? Может должен быть «другой», который обсуждает с ребенком не оценки по математике и не поведение на переменах, а его шаги к собственному будущему. И что делать с «классными часами», где учителя пытаются знакомить детей с профессиями, которые постепенно уже начинают исчезать? И как ребенку понять, какие из профессий могут стать перспективными в той жизни, о которой он пока ничего не знает?

Может быть, задача состоит не только в том, чтобы знакомить детей с профессиями, а пытаться развивать качества, которые будут им нужны в будущей жизни?

Институт будущего (The Institute for the Future – IFTF) в совместной работе с научно-исследовательским институтом Феникса (The Phoenix Research Institute) опубликовал статью “Навыки Будущего” (Future Work Skills), рассказывающую о требуемых способностях (навыках), которые будут необходимы для того, чтобы получить престижную работу в 2020 году. Наиболее значимыми выделяются следующие навыки:

    • нестандартное и адаптивное мышление,

 

  • межкультурная компетентность,

  • проектный образ мышления,

  • трансдисциплинарность,

  • когнитивное управление,

  • виртуальное сотрудничество.

Как работать с будущим ребенка? Что сделать, чтобы у него самого сложился образ этого будущего?

Мы много думаем над этим. В нашей школе работа с будущим не начинается в 9-10 классах и не строится на беседах по профориентации. Мы понимаем, что нужна целая система работы с будущим, и уже сегодня пытаемся её выстраивать, начиная с 5 класса.

Очевидно, что для подростка первично личностное самоопределение, затем социальное и лишь потом происходит профессиональное самоопределение.

В школе «Эврика – Развитие» имени М.В.Нагибина данная модель строится как последовательная цепочка взаимосвязанных системных проектов.

5-6 класс – это интегрированный курс «В глубь веков», который выстроен как многосюжетная система взаимосвязанных деятельностных модулей, основанных на интеграции разных предметных областей и видов деятельности. Основная цель проекта – создание условий для самостоятельной постановки и реализации собственных образовательных задач учащимися.

7-8 класс – проект «Седьмая параллель», где уже проектный образ мышления формируется через исследовательскую деятельность ребенка. Основная цель проекта – использование исследования как универсального способа освоения действительности на уровне компетентности. С 7 класса в учебный план включен курс «Основы исследовательской деятельности». В 8 классе его сменяет курс «Я и мое будущее», направленный на уточнение образовательных и жизненных установок старших подростков.

9 класс – этап перехода. По гипотезе кандидата педагогических наук, директора Открытого института «Развивающее образование» Воронцова А.Б., на «переходе» идет работа, с одной стороны, по опробованию, экспериментированию, осмыслению уже известных детям способов действия, с другой стороны, по подготовке детей к постановке новых для них учебных задач. Выделяя 9 класс, как этап перехода из подростковой школы в старшую, мы иначе выстраиваем образовательную среду, чем в восьмом классе. Основной целью реализуемого в 9 классе проекта «Момент истины» становитсяформирование у подростков способностимаксимально использовать различные доступные средства для построения своей образовательной программы. Это, на наш взгляд, возможно лишь тогда, когда созданы условия погружения в различные виды и формы деятельности, формирующие у подростка стремление к самоопределению в области ближайшего будущего, а также способности к осуществлению ответственного выбора и построения собственной индивидуальной образовательной программы.

В 10 классе образование понимается нами как осмысление жизненной траектории и построение собственного образа через управление своей жизнью. При таком понимании основная педагогическая задача – «вывести» ученика в процесс образования как управления своей собственной образовательной траекторией, помочь молодому человеку нарабатывать собственные техники, приемы работы, необходимые в построении им своей личной индивидуальной образовательной истории. Такое понимание образования задается и поддерживается принципом индивидуализации. Индивидуализация процесса обучения предполагает реализацию индивидуальных образовательных программ старшеклассником.

Мы выстраиваем процесс обучение в 10 классах на основе индивидуальной образовательной программы (ИОП), что позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Мы даем возможность подростку самостоятельно проектировать свое образовательное пространство, и делать заключительный период обучения и образования в школе осмысленным относительно своих планов на будущее. Основная цель проекта «Шаг в Будущее»обеспечение условий для успешной реализации индивидуальных образовательных программ старшеклассников.

Работа с будущим – это работа с детской индивидуальностью, и тут в образовательном пространстве школы появляется педагогическая позиция «тьютор». Как развивалось понимание тьюторства в нашей школе?

Первое осмысление произошло в 1997 г. в проекте учащихся, который принес школе статус Федеральной экспериментальной площадки (ФЭП). С тех пор прошло почти двадцать лет. В статье «Модели реализации тьюторского сопровождения в инновационной школе» мы уже останавливались на понимании тьюторства в нашей школе. На протяжении некоторого времени мы рассматривали позицию «тьютор» как ситуативную: «Каждый из участников образовательного процесса может становиться тьютором по отношению к другому». Вот уже несколько лет мы отрабатываем модель тьюторского сопровождения ИОП. Имея уже многолетний опыт работы с тьюторскими технологиями, мы понимаем, что не учитель, а именно тьютор, может работать с будущим ребенка.

Подростку необходим человек, который поможет ему разработать собственную индивидуальную образовательную траекторию, а в дальнейшем, “вытянув” из ребенка его интерес, поможет определиться с будущей профессией. В этой связи институт тьюторства для современной системы образования приобретает все большее значение, так как полностью отвечает тенденциям индивидуализации в современной системе образования.

В каждом из проектов у тьюторов есть свои задачи, свои цели, формы сопровождения, техники и технологии.

Наибольшую значимость тьюторское сопровождение имеет в старшей школе, так как в этот период процесс самоопределения ребенка находится на своем «пике», и подростку просто необходим рядом человек, выстраивающий вместе с ним его образовательную траекторию. Для того чтобы этот процесс был эффективным, мы реализуем его через несколько проектов: «Момент истины», «Шаг в будущее», «Сетевая старшая школа». Данные проекты дополняют друг друга и связываются единой технологией тьюторского сопровождения. Каждый проект моделирует различные пространства, способствующие не столько профессиональному самоопределению, сколько самоопределению себя относительного своего будущего.

Пространство индивидуализации учебного процесса. Это пространство обеспечивается за счет индивидуального учебного плана – совокуп­ности учебных предметов (базовых, углубленных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив. Переход на индивидуальный учебный план (ИУП) – это учет образовательных запросов обучающихся, их познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в школе. Индивидуальный учебный план предусматривает также различные формы обучения (очная, очно – заочная), выбор дополнительных образовательных услуг. Для этого на протяжении всего 9 класса идет работа с тьютором, который помогает ребенку осознать профессиональные интересы и построить ресурсную карту для реализации индивидуального учебного плана и складывания образовательной программы. Происходит предложение имеющихся внутришкольных ресурсов и сетевых (проект «Сетевая старшая школа»), а также заказ самого подростка на те ресурсы, которых пока нет в нашем образовательном учреждении, но если на них есть «спрос», то мы готовы рассмотреть возможность их обеспечения.

Пространство социально-профессиональных проб. Данное пространство мы характеризуем, как пространство «проб», которое состоит из нескольких модулей. В модуле «Знакомство с профессией» учащимся предоставляется возможность реального опыта деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы они могли примерить на себя не только профессиональную, но и социальную роль. Для этого они проходят двухдневные стажировки на предприятиях, которые их интересуют. Затем пишут отчет о пройденной стажировке и соотносят свое первоначальное представление с тем, что их ждет в реальности. Через год учащимся вновь предоставляется возможность пройти профессиональную стажировку, и как показывают тьюторские наблюдения, учащийся либо кардинально меняет выбранную сферу, либо продолжает идти тем же «путем» (и то и другое говорит о положительной динамике). Следующим модулем является практика «Знакомство с вузами города». Этот модуль направлен на знакомство со студенческим укладом жизни: с ресурсной базой университета, формой занятий, системой оценивания и др.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что понятие «индивидуальная образовательная траектория» имеет широкое значение и характеризуется несколькими направлениями:

содержательным (реализуемым через образовательные программы),

деятельностным (реализуемым через инновационные педагогические технологии),

    • процессуальным (определяющим организационный аспект, виды общения).

 

Активно занимаясь вопросом построения индивидуальных образовательных траекторий, команда тьюторов нашей школы считает необходимым включать в образовательный процесс организацию кратковременных стажировок для учеников 9-10 классов на различных предприятиях, так как именно такой вид деятельности в полной мере реализует все эти три направления.

Считаем, что для старшеклассников профессиональная проба является своего рода событием, которое моделирует в единое целое разрозненные знания об интересующем их виде профессиональной деятельности и способствует сознательному, обоснованному выбору будущей профессии. Организовывая стажировки, мы предполагаем, что профессиональные пробы будут полезными для учащихся, стоящими перед выбором жизненного пути, так как с их помощью старшеклассники смогут не только “окунуться” в будущую профессию, узнав о ее достоинствах и недостатках, но и утвердиться или, наоборот, засомневаться в своем выборе. Приняв участие в стажировках, ребята начинают лучше понимать, какие качества личности и профессиональные умения и навыки необходимы им для работы по прогнозируемой специальности.

Организация стажировок проходит в несколько этапов:

1 этап. Подготовительный. Предварительный сбор информации о том, какие сферы профессиональной деятельности интересуют ребят.

2 этап. Практический. Собственно прохождение стажировок.

3 этап. Аналитический. Составление отчета о прошедших стажировках.

4 этап. Презентационный. Представление своей профессиональной сферы на отчетной конференции. Отчеты по практикам представляются в самых различных формах: интервью, дневник, КВН, презентация и т.п. и размещаются на официальном сайте школы eureka-rostov.ru

При подготовке, проведении стажировок и отчетной конференции между учащимися и их тьюторами складывается четкая схема взаимодействия.

На всех этапах тьютор выступает как помощник и не передает знания, а направляет деятельность подростка. А именно, консультирует своих тьюторантов. Здесь самое основное – это удержаться от подсказок даже в том случае, когда тьютор видит, что учащиеся делают что-то не то. Деятельность тьютора направлена на возникновение мотивации у подростков. Ведь только при наличии мотивации деятельность учащегося может быть успешной. Поэтому тьютору необходимо придерживаться в своей работе таких принципов, которые ставят старшеклассника в ситуацию выбора, свободы и самоопределения. А помощь подростку выражается не в передаче знаний и умений, так как минимальный их набор он уже усвоил на этапе, который предшествовал выбору стажировок. Тьютор не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации. Наблюдение, которое проводит тьютор, нацелено на получение им информации, которая позволит затем продуктивно работать дальше со своим тьюторантом.

В ситуации профессиональных проб роль учащихся принципиально меняется, так как они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности и её презентации. Им никто не навязывает как и что делать.

Роль ученика изменяется в зависимости от этапов работы. Он выбирает (принимает решения). Здесь следует отметить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, но и формирует чувство причастности и способность принимать на себя ответственность. Во время прохождения стажировок подросток выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о взаимодействии с тьютором. Выход за пределы школы в поисках информации или для ее проверки заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми различных профессий и сверстниками с новых позиций.

Очень важно, что у старшеклассников формируется способность к оцениванию. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с точки зрения ее полезности, реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить ребят адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в стажировке, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку окружающего мира и себя в микро – и макросоциуме.

Результатами прошедших стажировок и отчетной конференции можно считать приобретенные умения старшеклассников:

    • организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

 

  • объяснять явления социальной действительности, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;

  • ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты и их оценку, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;

  • решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли;

  • анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;

  • формировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности: навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.

Критериями эффективности профессиональных проб, на наш взгляд, могут быть следующие:

    • знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств;

 

  • владение способами самодиагностики и саморазвития;

устойчивые познавательные интересы;

отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций);

    • готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере;

 

ориентация на творчество;

    • стремление к совершенствованию;

 

  • проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей;

  • активность в расширении собственного кругозора о предполагаемой сфере профдеятельности;

  • навыки формирования и обоснования собственной позиции.

Таким образом, создание пространства «проб» невозможно без тьюторского сопровождения; именно тьютор, зная «запрос» своих тьюторантов, может проектировать подобные пространства, а затем и анализировать движение в них совместно с участниками.

Пространство проектных и деловых игр. Целью подобных пространств является имитация реальных образовательных процессов в игровой форме, предпрофессиональной; самоопределение и самосознание; моделирование собственного образовательного пути. В ходе любой «модельной ситуации» тьюторы пытаются отследить, насколько сформировано у старшеклассника представление о своей собственной образовательной траектории, а также набор компетентностей.

Пространство рефлексии. Это особое место, которое является непосредственным предметом тьюторской деятельности. Оно нацелено на «беседы» различных форм, где выявляются цели и перспективы образовательного пути тьюторанта; анализируется его образовательная история и деятельность; формулируется осознанный запрос в обучении и социальных пробах.

Из совокупности этих пространств складывается понимание ученика, что он субъект своего образования, что только он решает, как будет выглядеть его будущее. Благодаря этому пониманию выстраивается индивидуальная образовательная программа, персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика не только в образовании, но и в жизни.

Мы живем в эпоху перемен, и образование не может ориентироваться на прошлое, образование должно «работать» с будущим. Мы создаем в школе открытую и избыточную образовательную среду, которая дает возможность сделать глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении. Ученик становится субъектом своего образования. Он понимает, как работать со своим будущим. Но появление субъектности не возникает самостоятельно, в этом проявляется работа тьютора, который обеспечивает условия роста инициативности, самопознания, мыследеятельности – субъектности тьюторанта. Именно в процессе работы тьютора и тьторанта «рождается» необходимость понимания своих основ и оснований, своих целей и задач, своего осмысления результата. Тьютор – это особый навигатор, который помогает тьюторанту совершать «выбор».

Давайте выбросим все тесты на профпригодность, уберём из учебного плана часы, переданные в межшкольный учебный комбинат (МУК/УПК) и «заведем» в старшей школе тьютора! К сожалению, эта схема не сработает! Мы не говорим, что наличие тьютора в школе решит проблему профориентации учащихся, мы говорим о том, что лишь при создании определенной «среды» в школе, состоящей из последовательных этапов, а также при наличии тьюторского сопровождения мы сможем дать нашим ученикам возможность самостоятельного и осознанного выбора. Мы говорим о том, что нужно создавать в школе последовательную систему, которая начинает работать не только со старшеклассниками. Нужно, чтобы учащийся, приходя в старшую школу, уже имел огромную биографию принятия собственных образовательных решений, обладал опытом конструирования собственного образования, лишь тогда его «выбор» профессии или жизненного пути будет осознанным.

Группа тьюторов МАОУ СОШ

«Эврика – Развитие» имени М.В. Нагибина:

Бушнова М.В.,

Добровольская О.А.,

Хоменко Н.Б.

Мустафаева Т.М.

Агентство стратегических инициатив «Атлас новых профессий» – М, 2014, с 4.

С.А. Смирнов «Практики работы с будущим»:http: //www.antropolog.ru/doc/persons/smirnov

официальный сайт Межрегиональной тьюторской ассоциации https://www.thetutor.ru/news/id82

Координатор страницы Ростовской области

Бушнова Марина Владимировна

Бушнова Марина Владимировна

marinabmv1060@yandex.ru

Образование:

  • Ростовский-на-Дону Государственный Педагогический Институт (факультет иностранных языков)

Место работы:

  • МАОУ СОШ «Эврика – Развитие» им. М.В. Нагибина, зам. директора по проектно-экспериментальной работе.

Профессиональные интересы:

  • технологии открытого образования, индивидуализация образования и тьюторские практики.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости