Пятница
22 ДекГОД ТЬЮТОРСТВА В МАРИЙ-ЭЛ
Заканчивается год, и по традиции жителей планеты Земля мы
подводим итоги нашей тьюторской деятельности. Утро 2023 года у
йошкар-олинских тьюторов, как и положено, началось с завтрака –
тьюторского завтрака. Причём этот и последующие ежемесячные завтраки
первого полугодия были на настоящей домашней кухне руководителя
группы, где он угощал коллег своими блюдами, после чего делились
новостями, обсуждали тьюторские вопросы.
В марте в городе Чайковский Пермского края состоялся очередной
тьюторский сейшн – совместный проект МТА и пермского сетевого
института ПРЭСТО. Наша маленькая йошкаролинская команда из двух
человек, тьютор Сергей Ветров и 15-летний тьюторант Иван Галочкин,
внесла свой вклад в Всероссийский фестиваль свободного
проектирования. Иван (подросток на семейном образовании) представил
свой проект «Книга о том, как медведи помогли людям». За дни фестиваля
были разработаны сюжет книги, её структура, эскиз обложки,
иллюстрации, образы героев – пяти весёлых медведей: белого медведя
Умки (тот самый из мультика, но ставший уже подростком), бурого
Миши, гималайского Пятнашки, чёрного барибала Чёрика и большой
панды Пончика… С Иваном поработали несколько тьюторов, а Сергей
Владимирович провёл трёхдневную учебную тьюторскую студию для
томской делегации.
В апреле Сергей Ветров и Наталья Хомченко провели учебную
сессию для учителей, учеников и родителей частной краснодарской
школы «Клевер», которую возглавляет творческий руководитель, член
МТА Елена Аксанова. А затем были встречи с коллегами во время
региональной тьюторской конференции в Геленджике.
К лету была завершена 200-страничная рукопись книги по
тьюторству, заказанная Сергею Ветрову и Наталье Хомченко московскими
издательством Просвещение. Дальше начался небыстрый процесс работы
с корректором, художником, ответственным за выпуск редактором.
Планируется, что книга «Тьюторство – новое образование 21 века» выйдет
в свет в январе 2024 года. В книге были использованы опыт и материалы
курса переподготовки «Педагог-тьютор», в котором в качестве тьюторов
принимали участие члены Марийской группы МТА в конце 2021 года.
Главное событие года – двенадцатый Летний университет
наставничества и тьюторства. В его июньской онлайн части наша группа
была представлена тремя авторскими программами руководителя группы:
мастер-класс «Проактивность как методологическое основание
тьюторской деятельности»; учебная студия «Пять барьеров на пути к
тьюторству, или Тьюторство для чайников» и круглый стол «Тьюторское
сопровождение как поддержка в изучении школьного курса физики». В
течение июня в рамках программы ЛУНТа было проведено около 30
тьюторских событий, в которых члены группы приняли участие по своим
интересам.
А завершал летний университет открытый стратегический семинар
правления МТА, который проходил в Йошкар-Оле, мы были
принимающей стороной. На странице ЛУНТа на сайте МТА подробно
описаны программа и результаты семинара, его большой вклад в усиление
и активизацию жизни сообщества. Но не лишне ещё раз сказать слова
благодарности членам нашей группы за хорошую подготовку и активное
участие в стратегическом семинаре.
Осенью началась работа по запуску стратегических проектов МТА,
заявленных на йошкар-олинском семинаре. Сергей Ветров, Светлана
Агафонова, Евгений Берчанский участвуют в обсуждении концепции и
модели корпоративного тьютороского университета. Проект был
представлен на Межрегиональном форуме тьюторских идей в Ижевске.
Алла Коперусова участвует в проекте «Педпрофиль+». Ирина Яковлева
готовит семинар по технологии интерактивного вопрошания. Яна Парий и
Юлия Ягидарова накапливают опыт в тьюторской практике…
Опубликована статья в сборнике тьюторской конференции по теме,
которую третий год прорабатывают руководители Новосибирского
отделения и Марийской группы МТА: «Тьюторство — наставничество на
пути от реактивности через активность к проактивности». Помимо
традиционного активного участия в конференции Сергея Владимировича,
в этом году с докладом выступила Юлия Ягидарова. Она поделилась
опытом своих первых тьюторских шагов.
В рамках методического проекта издательства «Просвещение» в
ноябре С. Ветров провёл три онлайн-вебинара по комбинированному
курсу физики и технологии тьюторского сопровождения для молодых
учителей. В вебинарах приняло участи 202 человека, а ещё 1365
просмотрели их в записи.
С ноября Сергей Ветров стал работать с родителями компании
TrevelLine. В родительский клуб записалось 103 человека. Запланировали
и стали проводить ежемесячно два онлайн и одно «живое» заседание
клуба.
В целом можно считать год успешным. Конечно, хочется более
активного участия в тьюторской жизни членов нашей группы. Но для
этого каждый должен найти свой тьюторский путь… А ещё есть идея
провести в первой половине 2024 года цикл тьюторских встреч (по
аналогии с тьюторскими средами МТА), на которых все желающие члены
группы смогут поделиться своими знаниями и опытом тьюторских проб.
Подготовка к марийским тьюторским средам началась.