Вторник
29 ДекТьюторские практики в Омском государственном педагогическом университете
В 2013 г. в Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ) продолжается тьюторское сопровождение студентов и слушателей курсов, желающих изучать русский язык как иностранный.
В 2012 году в Российском новом университете (РосНОУ, г. Москва) состоялась итоговая аттестация слушателей Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров по программе «Преподавание (тьюторство) русского языка как неродного».
Омский государственный педагогический университет представляли преподаватели кафедры русского языка как иностранного: Е.Ю. Виданов, Н.В. Киреева, В.П. Леденева, Ю.Ю. Литвиненко, Е.А. Примак (Митина), И.В. Салимьянова. Они успешно защитили свои аттестационные проекты по проблемам обучения русскому языку иностранных граждан, приняли участие в работе круглого стола и обменялись опытом с российскими и зарубежными коллегами.Квалификация тьютора в области межкультурной коммуникации, подтвержденная дипломом государственного образца, позволяет сотрудникам ОмГПУ успешно реализовать федеральную целевую программу «Русский язык» в Сибирском регионе и за его пределами. В настоящее время кафедра русского языка как иностранного реализует следующие возможности для проектирования индивидуальных образовательных программ:- Образовательная поддержка трудящихся мигрантов. В соответствии с требованиями Федерального закона с 1 декабря 2012 года иностранцы, желающие работать на территории нашей страны (в сфере ЖКХ, торговли и услуг), обязаны сдать тест, подтверждающий их уровень владения русским языком в объёме не ниже базового. Кафедра предлагает иностранным гражданам (трудовым мигрантам) как курсы русского языка (12 и 20 ак.ч.), так и индивидуальные занятия.- Курсы и индивидуальные консультации по подготовке к тестированию по русскому языку для получения гражданства Российской Федерации. Данный вид тестирования проводится в ОмГПУ с 2003 года. При успешном прохождении тестирования участник получает сертификат государственного образца, что является одним из условий получения российского гражданства.- Подготовительное отделение, включающее двухгодичные курсы русского языка как иностранного. Преподаватели добились больших успехов в обучении слушателей «с нуля», т.е. тех, кто приезжает в Омск, абсолютно не говоря по-русски. Особенностью методики является полное погружение в языковую среду, все занятия ведутся исключительно на русском языке, минуя язык-посредник. Через месяц слушатель может принимать участие в типичных ситуациях общения («В магазине», «На улице», «Поездка в автобусе»), а спустя год вполне свободно говорит по-русски на обиходно-бытовые темы. Второй год обучения посвящён формированию навыков профессионального общения.- Бакалавриат по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Филологическое образование», очная и заочная формы обучения). Ведущее место в преподавании занимает предметный цикл «Русский язык и литература». По итогам 4 лет обучения студент имеет возможность получить российский диплом об образовании, который ценится в странах юго-восточной Азии, Китае и Монголии. В последнее время с учётом пожеланий и потребностей иностранных студентов изменён учебный план, в котором, появились дисциплины «Деловой русский язык», «Язык средств массовой информации», «Особенности русской разговорной речи». – Магистратура по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Языковое образование») ориентирована на подготовку специалиста в области русского языка. Магистранты получают возможность познать основы лингводидактики и повысить уровень лингвокультурологической компетентности. Многие из магистрантов имеют публикации на русском языке, что учитывается потенциальными работодателями. – Стажировка студентов и преподавателей из вузов-партнёров. Программы рассчитаны на различные сроки (от 1 месяца до 1 года).- Индивидуальное обучение граждан из разных стран. Программы индивидуального обучения составляются с учётом пожеланий слушателей, их профессиональных интересов и в соответствии с уровнем владения русским языком. Информацию предоставила член МТА, доцент кафедры педагогики ОмГПУ, к.п.н. Е.И.Зарипова