Четверг
29 ИюнОмская областная станция юных техников – стажировочная площадка РИП-ИнКО “Школа как центр творчества и развития одаренности детей”
В 2017 году Омская областная станция юных техников стала стажировочной площадкой региональной инновационной площадки – инновационного комплекса “Школа как центр творчества и развития одаренности детей”. В рамках этой деятельности развивается Предметная лаборатория технического направления дополнительного образования по профилю «Робототехника». Коучинг-проект Предметной лаборатории предполагает организацию стажировок специалистов дополнительного образования; специалистов, реализующих внеурочную деятельность в рамках ООП ФГОС;
организаторов каникулярных оздоровительно-образовательных смен, молодых специалистов образовательных организаций, заинтересованных в развитии работы с одаренными детьми по подготовке к участию в интеллектуальных конкурсах (компетентностных олимпиадах, спортивно-технических соревнованиях) по робототехнике разного уровня.
Одной из важнейших проблем развития творчества и детской одаренности является проблема дефицита высококвалифицированных педагогических кадров, владеющих не только содержанием преподаваемого направления дополнительного образования, но и технологиями работы с одаренными детьми. Подготовка школьников к интеллектуальным конкурсным мероприятиям является эффективным способом поддержки и развития внутренней мотивации детей к интеллектуальному творчеству. Эта деятельность требует от педагога умелой организации как самого образовательного процесса технического направления дополнительного образования по профилю «Робототехника» с акцентом на его индивидуализацию, так и специальных форм взаимодействия с детьми. Такой педагог берет на себя функции тьютора. Основная задача тьютора – помочь школьнику выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации, на основе диалога и совместного поиска.
Обучающиеся Омской области делают первые шаги по участию в интеллектуальных конкурсах по робототехнике разного уровня, поэтому педагоги не имеют пока специальных знаний для решения конкурсных/ олимпиадных заданий, опыта проведения специального тренинга школьников, не владеют методиками тьюторского сопровождения развития творчества и одаренности детей. В свою очередь, обучающимся уже недостаточно тех интеллектуальных ресурсов, которые традиционно предоставляют им образовательные организации, актуализируются проблемы создания открытой, вариативной, избыточной образовательной среды.
Высокий уровень сложности заданий олимпиад и других интеллектуальных конкурсных мероприятий требует особой системы подготовки обучающихся и педагогов, направленной на глубокое и прочное усвоение знаний, развитие нестандартного мышления, творческой инициативы, формирование у детей навыков самостоятельной организации учебной деятельности. В связи с этим появилась потребность на региональном уровне создать условия для развития кадрового потенциала системы образования Омской области в части подготовки школьников к успешному участию в интеллектуальных конкурсных мероприятиях по робототехнике.
Предполагаемые результаты реализации коучинг-проекта «Предметная лаборатория»:
– готовность педагогов к реализации совместно разработанной в рамках коучинг-проекта программы дополнительного образования по подготовке школьников к участию в интеллектуальных конкурсных мероприятиях по робототехнике;
– создание системы подготовки обучающихся к участию в компетентностных олимпиадах, спортивно-технических соревнованиях, интеллектуальных конкурсах по робототехнике разного уровня;
– формирование учебных компетентностей, высокой мотивации обучающихся к углубленному изучению профиля «Робототехника» и смежных с ним учебных предметов;
– подготовка и издание методических материалов, технологизирующих практики по созданию благоприятной образовательной среды для выявления и развития способностей каждого ребёнка, индивидуализации его образования;
– достижение положительной динамики достижений обучающихся в интеллектуальных конкурсных мероприятиях профиля «Робототехника».
Коучинг-проект «Предметная лаборатория» предполагает реализацию целого комплекса стажировок как для целевой группы проекта, так и для самих организаторов стажировок, вынужденных углублённо осваивать сферу работы с одаренными детьми по подготовке к участию в интеллектуальных конкурсах по робототехнике разного уровня, а также осваивать технологии работы со своими коллегами в условиях стажировочной площадки, развивать тьюторскую компетенцию.