Суббота
27 ЯнвПроектная деятельность в семейной школе “Основа”, г.Симферополь
Проектная деятельность в семейной школе “Основа”, Симферополь, выстраивается на базе технологии социального проектирования “Детский форсайт”.
У нас нет заранее определённых тем, доступны все темы, которые интересны ребятам.
Нет тем, но есть проблемы, которые видит подросток и которые можно решить здесь и сейчас в рамках школы, класса. Он может видеть проблемы внутри себя или вовне. (Например, кто-то видит свою проблему в том, что много “сидит” в телефоне – он хочет изменить эту привычку, а потом научить своему методу других. Или кто-то видит, что ученики начальной школы знают мало дворовых игр – и подросткам важно научить ребят новым играм).
Мы на занятиях пытаемся развивать умение видеть жизнь своими глазами. И, понимая, что жизнь состоит из малых и больших проектов, нам важно передать подросткам инструмент решения проблем. В результате проектирования подростки развивают свои сильные стороны, происходит понимание своих возможностей, они могут самостоятельно начинать делать то, что сами считают важным и значимым, при этом их деятельность является социально-одобряемой.
Мы перешли от первых этапов — проектирования образа будущего и соотнесения желаемого образа будущего с реальной ситуацией — к заполнению Паспорта проекта.
На этом этапе ребята, исходя из анализа ситуации, планируют конкретные шаги, которые должны привести к реализации их проектной идеи.
Это похоже на домашнее задание, но оно отличается от обычного домашнего задания тем, что задание даёт не руководитель проектной деятельности, а ребята сами берут себе — то, которое им кажется актуальным на данном этапе. Педагог с тьюторской компетентностью может только вопросами уточнить актуальность или риски выбранного ребятами шага.
В каждом классе процесс проектной деятельности имеет свои особенности.
Например, в 5 классе девочки проявляют устойчивый интерес к своей теме, а мальчики часто передумывают. Например, кто-то смог определиться с темой проекта только тогда, когда увидел Паспорт проекта. Только три ученика в этом классе объединились в проектную команду. И в классе уже есть потребность обращаться за помощью к учителям-наставникам.
Мы наблюдаем становление командной работы в 6-ом классе, который упорно движется к достижению цели всем коллективом.
В 7 классе есть команда девочек и команда мальчиков. Девочки верны теме своего проекта, который обозначили уже на первых занятиях, лишь немного его адаптировав к проблемам школы, какими они их видят. Мальчики самоопределились с форматом проекта недавно, перепробовав несколько вариантов — в итоге, они поняли, что им очень хочется что-то починить в школе и сейчас они ищут проблемы, связанные с починкой сломанной мебели и т.п.
Пара наставник-подопечный уже появилась в 8 классе и взаимодействие взрослого с подростком основано на общем интересе к психологии. Наставничество – это особая деятельность, которая требует от наставника немного поменять фокус привычной позиции учителя: здесь важным становится не передача готовых знаний, а умение слушать, видеть ресурсы, задавать продвигающие вопросы, исходя из жизненного опыта,
мотивировать, удерживать цель проекта.
@Шишкина Наталья