Вторник
24 ДекФедякова А.В. Роли: профессионал- наставник. Март 2018
Профессионал- Наставник
В лагере можно было быть не только в роли тьютора, но и профессионала, т.е. человека, который владеет профессией или умением, обозначенным в запросе тьюторанта.
В качестве профессионала я сопровождала пробу Ленары, ученицы 10 класса. После встречи с тьютором, я выразила желание пообщаться лично с Ленарой и понять уровень имеющихся компетенций. До этого Ленара посещала бизнес конференции, помогала действующему предпринимателю выполнять оперативные задачи, ответила на ряд вопросов по выбранному проекту.
Исходя из запроса и зоны ближайшего развития Ленары были сформулированы следующие задачи: провести исследование, разработать финансовую модель бизнес проекта с той идеей, с которой она уже приехала в лагерь, подготовить «спитч» инвестору, провести встречу с реальным инвестором. На подготовку и реализацию было выделено несколько часов. Эта проба была повышенной сложности, т.к. в формате интенсива многие взрослые даже с экономическим образованием не смогут справиться с таким заданием. В реальности на поставленные задачи уходит 2-3 недели. Знаю это из своего опыта.
Не могу сказать, что я не волновалась, осознавала всю сложность.
И Ленара справилась не только с исследованием и моделью, но успешно провела встречу с «инвестором». В результате «инвестор», задача которого была стараться не проявлять интерес, назначил Ленаре ещё одну встречу.
Но и на этом история Ленары еще не закончилась. Прошло несколько дней как мы разъехались и девочка обратилась ко мне с вопросом и волнением. Ей предстояло собеседование на роль управляющего «Лайк шоу» в ее городе.
И теперь я в двух ролях. С одной стороны, тьютор, с другой – наставник (именно так видит меня Ленара). А это не одно и тоже. И для меня опыт.
А вообще душа радуется за тьюторантов. На собеседовании в качестве управляющего Ленара получила задание разработать стратегию развития компании. Сейчас она проходит дополнительное обучение и стажировку в главном офисе компании. Вместе с тем, уже выполняет ряд функций в своем городе. Кроме того, сейчас конец учебного года. Родители относятся к этому достаточно спокойно и местами скептически. И здесь Ленара старается и в школе. Иначе родители не позволят заниматься любимым делом. По ее словам сейчас сложно делать уроки, которые не так интересны, как реальная работы и обучение практическим навыкам. До конца учебного года месяц. Как раз закончится стажировка и начнется не менее интересный этап в жизни.
Сейчас дистанционно я совмещаю разные роли.
1.Профессионала- наставника (по запросу Ленары)
- Тьютора (насколько позволяет запрос). Мне, как тьютору, трудно быть не тьютором.
Здесь я прочувствовала разные роли в развитии, сопровождении и продвижении тьюторантов. Интересно осознавать ценность каждой роли. Не могу сказать, что одна важнее другой. Задача тьютора меньше говорить, больше слушать. Вести вопросами тьюторанта в зоне его ближайшего развития. Тем самым «продвигать».
Будучи профессионалом, исходя из собственного опыта, имеющихся знаний конструируешь четкие задачи, учитывая запрос тьютора, тьюторанта, его уровня подготовки. Кроме того, учитываешь степень сложности проведения пробы (минимальный. средний, высокий). И по мере проведения пробы отслеживаешь, где можно усилить, а может быть и снизить уровень сложности если это позволяет ситуация. В таком случае проба становится живая. И здесь уже поймала себя на том, что тьютор во мне начал преобладать, когда так или иначе я все равно ухожу на вопросы и провоцирую самостоятельно искать ответы на поверхности. И все же в качестве профессионала можно позволить себе
Для меня очень ценно увидеть, прочувствовать опыт (местами стремительного) продвижения в зоне ближайшего развития тьюторанта, после чего он открывал для себя новые горизонты не только в процессе, но и видел перспективы, которые открылись после этого.
Федякова Анастасия Владимировна, тьютор, педагог- психолог.
Лауреат конкурса Тьютор года 2019.