Детский форсайт в Симферополе
 /  Крым / Детский форсайт в Симферополе
Детский форсайт в Симферополе

Детский форсайт в Симферополе

Крым

Ученики школы «Основа» представляют результаты первого этапа проектной деятельности по технологии Детский форсайт.

В четверг, 1 декабря, ребята из 5 — 8 классов встретились после 7 урока, чтобы рассказать друг другу и учителям о своих представлениях (образах) городов будущего.
“Город будущего” — это такая технология открытого образования,
которая используется для того, чтобы опосредованно, через включение фантазии помочь ребенку выйти на свой интерес, который ляжет в основу проекта: когда ребёнок начинает фантазировать про свое будущее, он, опираясь на свой интерес, начинает видеть проблемы, которые в будущем ему лично хотелось бы решить.
В процессе реализации эта технология показала, что:
— дети с увлечением готовы придумывать свои города;
— запущен механизм фантазии;
— ребята на карте обозначили свои проблемы и вывели их в смысловое поле;
— по некоторым вопросам, возникшим в процессе рефлексии, ребята уже пришли к своим решениям и готовы это проговаривать;

Старшеклассникам больше понравилось погружаться в социальную проблематику, минуя этап фантазирования.

Идеи проектов в 7 классе — про помощь брошенным старикам, приют для собак; переводчик с языка собак; организация станции техобслуживания для квадроциклов.
В 8 классе — про город мудрых учителей; идеальную экскурсию; про лошадей, общение с которыми делает жителей храбрыми и благородными; про озеленение и дизайн оформления въезда в город; про способы наладить сон.
В 6 классе — про идеальную школу, универсальную руду и летающие машины.
В 5 классе — про город учёных и дельфинов; про кафе, где можно пообщаться с кошками; про специальные дороги для самокатов; про город, удобный для чтения и написания книг.
В 10 классе — про строительство памптрека, про способы борьбы с вандализмом по отношению к искусству, про олимпийское движение.
Итого: 18 проектов, из них 10 — это проекты команд (2-3 человека), два человека не определились. У них была возможность присоединиться к проекту других.
Из обозначенных областей интересов уже стали появляться идеи — что конкретно можно сделать сейчас в этом направлении.

Почему мы выбрали для запуска проектной деятельности именно социальный проект, а не исследовательский (научный)? Потому, что наша задача — в первую очередь передать детям инструмент проектирования, как способа действий в ситуации неопределенности, который проще понять на социальной деятельности: это про жизнь, про своё “я”, про то, как ребенок хочет жить.
С одной стороны, социальный проект — это самый доступный для понимания вид проектной деятельности (потом можно взять и сложнее). Проектирование, как способ действий, можно будет использовать в жизни для решения личных и учебных целей.
С другой стороны — чтобы браться за научный (исследовательский) проект нужна сильная мотивация, которая пока у большинства ребят отсутствует. Если, опираясь на свой интерес, ребёнок все же выходит на научный проект, то его выбор приветствуется.

Результатом проектной деятельности в итоге могут стать:
— проекты по благоустройству территорий;
— проекты по модернизации общественных пространств внутри организаций социальной сферы (школы, библиотеки);
— информационные проекты;
— проекты по проведению мероприятий и событий;
— научные и технические проекты (если интерес ребёнка оказывается тесно связан с предметной (научной) областью)

Ребята готовились к общей встрече несколько занятий. Перед мной, как преподавателем курса проектной деятельности стояли такие задачи:
— помочь ребятам расширить во взаимодействии с другими свои идеи, увидеть их с новой, неожиданной стороны;
— показать, как можно задавать конструктивные вопросы по чужим проектам;
— показать, что другим взрослым тоже интересны и важны детские проекты.

У ребят были следующие задачи:
1. Определиться, кто будет представлять проекты от класса (пока проекты на стадии описания образа идеального города будущего).
2. Команды должны были описать свои города будущего по следующему плану:
а) Название.
б) Краткое описание основных мест в городе, которые должны измениться через 20 лет; что именно хочется изменить.
в) Объяснить, почему тебе это важно.
г)  Нужны ли изменения в твоём городе будущего другим?
3. Докладчику от класса нужно было собрать все описания городов и подготовиться про них рассказывать.

Какие сложности и открытия появились на этапе подготовки.
Удивительным было то, что ученики в 5, 6 и 8 классах сами вызвались быть докладчиками (один из них сказал, что помнит наизусть про города всех команд).
Проявили инициативу, стали напоминать и следить за тем, чтобы все команды класса принесли им свои описания городов. У некоторых учеников в день выступления были колебания: может, кто-то другой расскажет? Но, в итоге, собрались и хорошо выступили.Одна ученица из 7 класса встала перед выбором: идти на театральную или выступить с презентацией от класса. Выбрала презентацию, проявив ответственность и свой интерес к проекту. В итоге, она выручила весь 7 класс, будучи их единственным представителем.
Ученики в разных классах брали на себя разные роли в команде, пробуя себя, новую для себя деятельность. Чем младше были докладчики, тем меньше они зависели от печатного текста — помнят наизусть свое выступление.
В результате:
— ребята сами вышли на свой интерес;
— могут удерживать свои интерес до момента презентации;
— здесь проявляются надпредметные навыки детей, которые можно дальше развивать, например, инициативность, ответственность, лидерские качества;
— а так же навыки 4К — креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация.

Автор Шишкина Наталья  13.12.2023г.

Координатор страницы Республики Крым

Федякова Анастасия Владимировна

Федякова Анастасия Владимировна

Образование:

  • 2003 г. Академия Налоговой Службы. Финансы. 2015 г. МИСАО. Педагог-психолог. 2021 г. Магистратура МГПУ "Тьюторство в цифровой образовательной среде" 2022 г. МИП "Нейропсихология"

Место работы:

  • Самозанятый тьютор в сотрудничестве с университетами, школами, образовательными центрами (Артек, Фоксфорд, Газпром, ГТ при МГУ, СевГУ, Фонд соц.развития и др.), преподаватель в программе переподготовки карьерных тьюторов, педагог - психолог. Региональный эксперт МТА

Профессиональные интересы:

    Нейробиология, инновационная педагогика,бизнес, саморазвитие.
  • Автор программ профориентации (финалист Всероссийской премии Траектория 2017 г - лучшая практика самоопределения молодежи). Финалист во Всероссийском конкурсе Наставник 2018.
tutor.dinamica@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости