5 шагов к созданию открытого образовательного пространства в небольшой семейной школе
 /  Крым / 5 шагов к созданию открытого образовательного пространства в небольшой семейной школе

5 шагов к созданию открытого образовательного пространства в небольшой семейной школе

Крым

Цель создания открытого образовательного пространства в нашей школе «Основа» в г. Симферополе – расширить обучение до уровня образования, которое всегда понимается шире, чем просто обучение, и включает в себя личную ответственность ученика за свой путь в образовании. При этом личная ответственность возникает тогда, когда ученик готов сделать осознанный выбор. На создание условий для такого осознанного выбора будет направлена организация тьютором событийности в школе.
Мое сотрудничество с частной школой «Основа» длится уже более 5 лет. «Основа» – небольшая семейная школа с классами по 5-10 человек, которая выросла постепенно из вальдорфского детского садика.
Первый шаг. Все началось с того, что директор школы Оксана Анатольевна Суфэль прониклась духом и подходом к сопровождению сюжетно-ролевой игры по методике Е. Бахотского, и открытое образовательное пространство школы начало прорастать, как мне кажется, именно отсюда. Я проводила сюжетно-ролевые игры, дети ходили, и до сих пор ходят, на них с радостью. В процессе игр можно было наблюдать за детьми и понимать про их навыки коммуникации и эмоциональный интеллект. Игра была поводом поговорить с родителями и учителями не только об оценках. Очень важно, что директору школы удалось разглядеть в кажущемся хаосе игрового процесса наличие у ребят смыслов и серьезного, взрослого отношения к взятой на себя роли.
Второй шаг. Директору школы, кроме того, очень откликается тьюторский подход в образовании, и она всячески поддерживает это направление в школе и сейчас, несмотря на различные объективные трудности, связанные с нехваткой ресурсов. Что делать мне, как тьютору, чтобы в школе стало появляться открытое образовательное пространство, как условие индивидуализации? Ответ был найден благодаря знакомству с опытом З. Монасевич по проведению Деятельностных Олимпиад. И я, при поддержке Зои Леонидовны, решила пробовать такой подход к школьным событиям, когда ребенок через деятельность, опосредованно, узнает что-то про себя, про свои возможности и интересы. Так, два года назад я, как тьютор, впервые попробовала себя в роли организатора События: команда нашей школы приняла пробное онлайн участие в Деятельностной Олимпиаде, которая проходила очно в Педагогическом институте г. Владимира. Наши участники, ученики 4-8 классов, были по-настоящему вовлечены в процесс, попробовали себя (в безоценочной среде) в командной и индивидуальной работе. Ребята впервые столкнулись с открытыми задачами, на которые нет заранее известного ответа, и результат зависит от того, насколько творчески и непротиворечиво будет простроена логика решения. Результатом Олимпиады стало то, что ребята открыли себя с новой стороны, поняли, что получать знания можно не только за партой, расширили свое понимание учения и смысла оценивания.

Оксана Анатольевна, глядя на увлеченные лица ребят, приняла решение на следующий год поехать во Владимир и участвовать в Олимпиаде очно. Что и было осуществлено в прошлом учебном году. Участники Олимпиады уже готовятся к новой поездке и заражают одноклассников своими рассказами. Результатом этой поездки стало решение ребят провести у себя в школе мастер-классы по основным направлениям Деятельностной Олимпиады и, похоже, в школе появилась новая традиция, когда участники передают свой опыт тем, кто не смог поехать.
И здесь, в этой точке развития я очень благодарна и директору школы, и тьюторскому сообществу в лице З. Л. Монасевич и И. Н. Канзуловой, которые поддержали меня в этом начинании. Для меня это было открытие новой тьюторской ипостаси в себе, понимание про свои сильные и слабые стороны.
Что касается учителей, то они, как мне кажется, испытали некое профессиональное удивление от того, что возможен такой подход к проведению школьных событий, при котором ребята готовы проявлять познавательную и творческую инициативу.
Третий шаг. В прошлом году я предложила вести предмет «Проектная деятельность», как место пробы ученика в выборе идеи и способов реализации своего социального проекта. Директор, понимая важность развития метапредметных навыков у детей, ввела этот предмет в школьное расписание.
Были проведены такие общешкольные мероприятия, как Защита идеи проекта в начале года и Защита проекта в конце года. В этом начинании тьютору помогали те учителя, которые добровольно, по собственной инициативе, решили быть наставниками ребят в их проектах. В этом учебном году многие ребята захотели продолжить развивать свои прошлогодние идеи, часть ребят выбрали для себя социальные проекты.
Четвертый шаг. В этом году директор школы решила посмотреть с другого фокуса на обучение, исходя из понимания того, нужно как можно больше учителей привлекать пробовать себя в роли наставников ребят – потихоньку перенастраивать привычный фокус зрения на обучение, то есть, расширять его до понимания образования, которое всегда шире просто обучения. Исходя их этой идеи, открытое образовательное пространство в этом году планируется расширять за счет организации тьюторских Событий, связанных между собой идеей наставничества.
Пятый шаг. Еще одним направлением тьюторской работы станет сопровождение образовательного интереса ребят, которые находятся в «группе риска» по отношению к учебе и которые готовы сформулировать свой запрос на самоопределение. Уже после первых недель обучения у ребят, после обсуждения своих впечатлений от учебы, уже появляются, например, такие запросы: «индивидуальный подход на уроках английского языка» или «куда пойти учиться?»
Еще одним шагом по расширению вариативного пространства школы может стать проект «Киноклуб 11+»
Таким образом, через пробы Событийности, тьюторское сопровождение ребят, проектную деятельность, Киноклуб в школе будет создаваться открытое образовательное пространство.

Шишкина Наталья Юрьевна, тьютор Центра дополнительного образования «Школа Основа счастья», г. Симферополь

Related Posts

Альманах тьюторских практик и технологий, Государственная школа, Тьюторство в начальной школе, Школьное образование
Сертифицированная практика «Тьюторская позиция педагога начальных классов в образовательном пространстве школы»

Интересная работа Пигаревой Натальи Геннадьевны, учителя МАОУ «СОШ №135» г. Перми. Практика реализуется педагогами начальной школы, проявляющих себя

Государственная школа, Тьюторство в государственной школе, Тьюторство в основной школе, Тьюторство в старшей школе, Школьное образование
Эдьютейнмент-образование, или учение с развлечением

6 апреля в школе №1547 прошла долгожданная экономическая игра «Деловые люди». Для справки. Эдьютейнмент – это неологизм, составленный

Пенитенциарное образование, Тьюторство в пенитенциарном образовании
Воспитанники Канской колонии обучаются по индивидуально-ориентированным планам

На протяжении ряда лет школа в Канской воспитательной колонии для несовершеннолетних работает в инновационном режиме. Инновационная деятельность в

Координатор страницы Республики Крым

Шишкина Наталья Юрьевна

Шишкина Наталья Юрьевна

happy1000@yandex.ru

Образование:

    Школа Ямбурга 109, Историко-архивный Институт РГГУ, Магистратура "Тьюторство в образовании" МГПУ.

Место работы:

  • Развивающий центр "Школа "Основа" г. Симферополь Тьютор, организатор сюжетно-ролевых игр.

Профессиональные интересы:

Тьюторская служба в школе, событийность в деятельностном подходе, сопровождение проектной деятельности школьников, сюжетно-ролевая игра по методике Е. Бахотского.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости