5 шагов к созданию открытого образовательного пространства в небольшой семейной школе
 /  Крым / 5 шагов к созданию открытого образовательного пространства в небольшой семейной школе

5 шагов к созданию открытого образовательного пространства в небольшой семейной школе

Крым

Цель создания открытого образовательного пространства в нашей школе «Основа» в г. Симферополе – расширить обучение до уровня образования, которое всегда понимается шире, чем просто обучение, и включает в себя личную ответственность ученика за свой путь в образовании. При этом личная ответственность возникает тогда, когда ученик готов сделать осознанный выбор. На создание условий для такого осознанного выбора будет направлена организация тьютором событийности в школе.
Мое сотрудничество с частной школой «Основа» длится уже более 5 лет. «Основа» – небольшая семейная школа с классами по 5-10 человек, которая выросла постепенно из вальдорфского детского садика.
Первый шаг. Все началось с того, что директор школы Оксана Анатольевна Суфэль прониклась духом и подходом к сопровождению сюжетно-ролевой игры по методике Е. Бахотского, и открытое образовательное пространство школы начало прорастать, как мне кажется, именно отсюда. Я проводила сюжетно-ролевые игры, дети ходили, и до сих пор ходят, на них с радостью. В процессе игр можно было наблюдать за детьми и понимать про их навыки коммуникации и эмоциональный интеллект. Игра была поводом поговорить с родителями и учителями не только об оценках. Очень важно, что директору школы удалось разглядеть в кажущемся хаосе игрового процесса наличие у ребят смыслов и серьезного, взрослого отношения к взятой на себя роли.
Второй шаг. Директору школы, кроме того, очень откликается тьюторский подход в образовании, и она всячески поддерживает это направление в школе и сейчас, несмотря на различные объективные трудности, связанные с нехваткой ресурсов. Что делать мне, как тьютору, чтобы в школе стало появляться открытое образовательное пространство, как условие индивидуализации? Ответ был найден благодаря знакомству с опытом З. Монасевич по проведению Деятельностных Олимпиад. И я, при поддержке Зои Леонидовны, решила пробовать такой подход к школьным событиям, когда ребенок через деятельность, опосредованно, узнает что-то про себя, про свои возможности и интересы. Так, два года назад я, как тьютор, впервые попробовала себя в роли организатора События: команда нашей школы приняла пробное онлайн участие в Деятельностной Олимпиаде, которая проходила очно в Педагогическом институте г. Владимира. Наши участники, ученики 4-8 классов, были по-настоящему вовлечены в процесс, попробовали себя (в безоценочной среде) в командной и индивидуальной работе. Ребята впервые столкнулись с открытыми задачами, на которые нет заранее известного ответа, и результат зависит от того, насколько творчески и непротиворечиво будет простроена логика решения. Результатом Олимпиады стало то, что ребята открыли себя с новой стороны, поняли, что получать знания можно не только за партой, расширили свое понимание учения и смысла оценивания.

Оксана Анатольевна, глядя на увлеченные лица ребят, приняла решение на следующий год поехать во Владимир и участвовать в Олимпиаде очно. Что и было осуществлено в прошлом учебном году. Участники Олимпиады уже готовятся к новой поездке и заражают одноклассников своими рассказами. Результатом этой поездки стало решение ребят провести у себя в школе мастер-классы по основным направлениям Деятельностной Олимпиады и, похоже, в школе появилась новая традиция, когда участники передают свой опыт тем, кто не смог поехать.
И здесь, в этой точке развития я очень благодарна и директору школы, и тьюторскому сообществу в лице З. Л. Монасевич и И. Н. Канзуловой, которые поддержали меня в этом начинании. Для меня это было открытие новой тьюторской ипостаси в себе, понимание про свои сильные и слабые стороны.
Что касается учителей, то они, как мне кажется, испытали некое профессиональное удивление от того, что возможен такой подход к проведению школьных событий, при котором ребята готовы проявлять познавательную и творческую инициативу.
Третий шаг. В прошлом году я предложила вести предмет «Проектная деятельность», как место пробы ученика в выборе идеи и способов реализации своего социального проекта. Директор, понимая важность развития метапредметных навыков у детей, ввела этот предмет в школьное расписание.
Были проведены такие общешкольные мероприятия, как Защита идеи проекта в начале года и Защита проекта в конце года. В этом начинании тьютору помогали те учителя, которые добровольно, по собственной инициативе, решили быть наставниками ребят в их проектах. В этом учебном году многие ребята захотели продолжить развивать свои прошлогодние идеи, часть ребят выбрали для себя социальные проекты.
Четвертый шаг. В этом году директор школы решила посмотреть с другого фокуса на обучение, исходя из понимания того, нужно как можно больше учителей привлекать пробовать себя в роли наставников ребят – потихоньку перенастраивать привычный фокус зрения на обучение, то есть, расширять его до понимания образования, которое всегда шире просто обучения. Исходя их этой идеи, открытое образовательное пространство в этом году планируется расширять за счет организации тьюторских Событий, связанных между собой идеей наставничества.
Пятый шаг. Еще одним направлением тьюторской работы станет сопровождение образовательного интереса ребят, которые находятся в «группе риска» по отношению к учебе и которые готовы сформулировать свой запрос на самоопределение. Уже после первых недель обучения у ребят, после обсуждения своих впечатлений от учебы, уже появляются, например, такие запросы: «индивидуальный подход на уроках английского языка» или «куда пойти учиться?»
Еще одним шагом по расширению вариативного пространства школы может стать проект «Киноклуб 11+»
Таким образом, через пробы Событийности, тьюторское сопровождение ребят, проектную деятельность, Киноклуб в школе будет создаваться открытое образовательное пространство.

Шишкина Наталья Юрьевна, тьютор Центра дополнительного образования «Школа Основа счастья», г. Симферополь

Related Posts

Координатор страницы Республики Крым

Шишкина Наталья Юрьевна

Шишкина Наталья Юрьевна

happy1000@yandex.ru

Образование:

    Школа Ямбурга 109, Историко-архивный Институт РГГУ, Магистратура "Тьюторство в образовании" МГПУ.

Место работы:

  • Развивающий центр "Школа "Основа" г. Симферополь Тьютор, организатор сюжетно-ролевых игр.

Профессиональные интересы:

Тьюторская служба в школе, событийность в деятельностном подходе, сопровождение проектной деятельности школьников, сюжетно-ролевая игра по методике Е. Бахотского.

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости