Воскресенье
21 ДекТретий Фестиваль наук и искусств в частной школе “Основа”
14 ноября 2025 г. в школе «Основа», г. Симферополь, прошел Фестиваль науки и искусства. И проводили мы его уже третий раз совместно с педагогическим институтом Владимирского гос. Университета. Организует такие фестивали Зоя Леонидовна Монасевич, которая очень поддерживает нас уже на протяжении трех лет, помогает нам достичь максимальной осмысленности каждого педагогического действия.
Фестиваль, который проходил во Владимире, собрал 190 школьников (многие участвовали семьями) из г. Владимира, поселка Вольгинский Владимирской области, г. Москвы, г. Подольска. Мы проводили такой же, только в нашей школе.
Фестиваль опирался на вопросы детей, которые мы собрали за две недели до его проведения. Все вопросы были сгруппированы по тематическому принципу и положены в основу последующей работы.
Темой этого фестиваля стала “История вещей”. Вопросы детей про разные предметы (как они появились, и кто их придумал) превратились в задание для Открытой задачи, для решения которой ребята разделились на команды. Нужно было: «Представить себе мир, где людям жизненно необходимо создать вещь, которая объединяет в себе свойства двух самых обычных предметов. Вот эти предметы: зеркало, спички, диван, кроссовки, кастрюля, пропеллер, линейку, куклу и лампа”.
Эту задачу решали команды 2-6 классов. У каждой команды были наставники из 8 и 9 классов. Ребята выбрали два предмета из списка, придумали, как они объединяются, назвали свое изобретение и нарисовали его на большом листе ватмана.
Самое главное — нужно было объяснить, почему это изобретение стало жизненно необходимым в вашем мире. Какую проблему оно решает? Как меняет жизнь людей к лучшему?
Потом команды выступили с презентацией своих гениальных идей, ответили на вопросы других команд и жюри. Все, кто задавал вопросы, очень серьёзно отнеслись к чужим “изобретениям” и даже помогли их улучшить!

Были изобретены: 1. “Каструлятор” — кастрюля + вентилятор — который сам варит, сам закупает продукты нужные, чем очень облегчает приготовление пищи. Нужно, чтобы люди чаще кушали дома. 2. “Куклочай” — Кукла+кружка — помощник по дому, как робот, но похож на человека. Может заваривать чай, помогает по дому, напоминает, если что-то забыл.
- “Настенный подстаканник” — стакан + верёвки. Они крепились на стену и использовались, как дополнительное место, органайзер, для тех, у кого маленький рабочий стол. 4. “Диванолятор” — диван + вентилятор — который может передвигаться по квартире при помощи пропеллера, у него есть пульт управления, зарядка. Он может сложиться и пролететь в дверные проёмы. Нужен инвалидам, как замена инвалидной коляски дома.
Учителя, которые не выбрали придумывать лабораторию, участвовали в жюри. Они внимательно наблюдали за ребятами в процессе работы в командах, потом задавали продвигающие и очень заинтересованные вопросы во время презентации командами их идей — благодаря им каждый ребенок в конце Фестиваля получил грамоту за своё уникальное качество.
После перерыва на обед ребята выбирали экспериментальные Лаборатории, которые наши учителя придумали и разработали специально, чтобы, проделав опыты, найти ответы на вопросы детей. На этом такте старшеклассники помогали младшим ребятам сориентироваться в лабораториях и сделать свой выбор.
Наравне с учителями «Лабораторию Движения» организовали ученики 7 класса. Они сделали с младшими ребятами эксперимент с катушкой, к которой был повешенным бумажный стаканчик. Катушка прокатилась по наклонной веревке, натянутой из окна 3 этажа, до ворот школы. Все смогли запустить свою модель. Эксперимент вызвал неподдельный интерес как у первоклассников, так и у ребят из 8-9 классов!
На «Лаборатории водопровода» ребята узнали, как выглядел первый водопровод и в чем были его отличия от современной конструкции. На практической части занятия, при помощи трубочек различного диаметра ребята сами построили акведуки, чтобы доставить воду из озера до деревни в условиях сложного ландшафта.
На Лаборатории “Монетный двор школы Основа” ребята вместе с учителем информатики в формате беседы узнали историю металлов, потом отливали из кусочков олова древнерусские “гривны”, которые нужно было при помощи специальных инструментов разрубить на “новгородские рубли” — все это вызвало настоящий исследовательский интерес как у младших, так и у старших. Ребята спрашивали про опыты с другими металлами, про фальшивомонетничество (узнали про правовые последствия таких действий), попросили забрать с собой образец. Потом ребята взвешивали разные виды металлов, рассматривали коллекцию монет, узнали, что есть такое хобби — нумизматика.
На Лабораторию “Швейная мастерская” пришли не все, кто хотел услышать ответы на свои вопросы, поэтому план работы редактировался учителем от вопросов детей, которые задавались “на ходу”. Ребята разобрали историю одежды, ткани и нитей. Рассмотрели разные ткани и нити под микроскопом (х4). Дети очень хотели надеть на себя две шкуры горного яка и козла — они были среди материалов, поэтому ребятам удалось побывать в шкуре животных и представить себя первобытным человеком. Ребята сшили себе, что хотели: кармашек, мини-одеяло для кукол и кошельки из тканей для монет. Дети делали все сами под руководством: изучили технику безопасности, учились работать с иглой, отмерять примерную меру нити для своих изделий и шить.
“Лабораторию Оптики” ребята сделали своими руками камеру-обскуру, но в уменьшенном виде – увидели перевернутые предметы, очень были этому рады! Затем ребята погрузились в историю создания очков, а также проверили зрение по таблице Сивцева: некоторые ребята имели 100% зрение, а некоторые уже не могли увидеть последнюю строчку, что обратило их внимание на то, как важно сохранять свое зрение!
Лаборатории показали, что для многих учителей они стало пространством реализации своих собственных интересов. Это было видно по тому, как творчески мои коллеги подошли к подготовке, сколько внесли своих идей, как им хотелось повторить в будущем какие-то моменты своих лаборатории. А кто-то захотел организовать с детьми что-то другое совместное.
Во время подготовки учителя помогали друг другу: например, найти недостающий материал для лаборатории, подсказать идеи, которые очень помогли коллеге сделать опыты по-настоящему интересными.
Многие ведущие лабораторий проявили в процессе своих занятий такое качество, как умение переориентироваться на интересы и вопросы тех детей, которые были перед ними “здесь и сейчас”.
Для этого требовалось немного перестроить свои задумки, если того требовала обстановка (например, не пришёл ребёнок, который задал вопрос; пришли другие ребята с похожим вопросом). Наши педагоги смогли отойти от запланированного ради конкретного вопроса ребенка, у многих получилось действовать конструктивно в ситуации неопределенности — что является одной из основных, на мой взгляд, компетенций в работе с детьми.
В завершение, все участники были награждены грамотами организаторов IV Всероссийского Фестиваля наук и искусств (ВлГУ).
Когда через несколько дней после фестиваля мы с учителями подводили итоги, стало понятно, что состоялось важное событие, в результате которого мои коллеги радовались и удивлялись тому, что увидели ребят с другой, лучшей, стороны. Они обратили внимание на то, что на протяжении фестиваля в школе царила рабочая, творческая атмосфера.


