Своя олимпиада в школе “Основы счастья” г. Симферополя
 /  Крым / Своя олимпиада в школе “Основы счастья” г. Симферополя
Своя олимпиада в школе “Основы счастья” г. Симферополя

Своя олимпиада в школе “Основы счастья” г. Симферополя

Крым

В школе «Основа счастья», г. Симферополь, состоялось событие, в котором поучаствовали почти все классы: с третьего по восьмой. Было интересно всем!

Идея Межпредметной Деятельностной Олимпиады зародилась в Педагогическом институте Владимирского государственного университета, и вот уже девять лет команда ведущих педагогов Университета во главе с Зоей Леонидовной Монасевич собирает ребят из разных городов на этот праздник. Да, это самый настоящий праздник, столько на нем улыбок и радостных лиц, праздник взаимоподдержки и теплого человеческого общения, праздник познания и детского творчества.

Эта олимпиада совсем не похожа на другие. Здесь нет и намека на соперничество, наоборот, очень чувствуется атмосфера сотрудничества и единения.  Как правило, олимпиады проводят по одному предмету или направлению (например, по математике, химии или лингвистике), а эта олимпиада – межпредметная. Ребятам предложены задачи из разных областей знания, а часто и на стыке наук. Второе важное слово в названии – деятельностная.

И действительно, в течение всех четырех дней очного этапа Олимпиады педагоги и привлеченные студенты прилагают максимум усилий, чтоб включить каждого, каждого ребенка в творческую деятельность, никто не остается в стороне, у каждого участника случаются личные открытия и победы в процессе этой деятельности. Ни один ребенок не просиживает в углу, а ведь ребят приехало в этом году более 120! Но всем хватило внимания и поддержки организаторов и наставников. Работу ребят сопровождают закрепленные за каждой командой наставники (это студенты педагогических специальностей), они постоянно сопровождают ребят, при необходимости разъясняют инструкции к заданиям, помогают с навигацией (в большом незнакомом здании Университета не сразу поймешь где нужная аудитория), организуют общий рабочий настрой команды, мотивируют и вообще всячески поддерживают своих подопечных (но не вмешиваются непосредственно в выполнение заданий ребятами, чтоб всё было по-честному). Наставники очень вовлеченные, наблюдать это было радостно. Студенты получают практику работы с детьми, ну а дети получают внимание. Сплошная польза всем!

В прошлом учебном году нам довелось поучаствовать в Олимпиаде онлайн. И, не смотря на вынужденное участие «через экран» и низкое качество интернет-соединения, наши ребята оказались по-настоящему вовлечены в деятельность: решали задачи, задавали свои вопросы и отвечали на чужие, собирали конструкцию по чертежам и отправлялись на квест. Только квест был, конечно, не по Владимиру, а местный, по Симферополю, его пришлось специально разработать. Разработка отдельного квеста, пуско-наладочные процессы с интернетом и вся остальная работа по организации Олимпиады для наших симферопольских детей тогда легла на плечи тьютора школы Натальи Юрьевны.

Собственно говоря, это была ее инициатива, я же относилась очень скептически (как и к любому онлайну) и по-настоящему поддержала все это дело только, когда увидела воодушевленных детей за решением задач, их горящие глаза и неподдельный интерес на лицах. Это был настоящий прорыв!

Дети реально загорелись делом, они готовы были делать что-то ещё и ещё, это было неожиданно для меня и очень радостно! Даже через онлайн-формат удалось приобщиться к большой семье Олимпиады, почувствовать ее «магию». Тогда же было решено, что в следующий раз мы поедем поучаствовать очно. Что и удалось осуществить.

Команда собралась (Любава, Матфей, Эльдар, Ваня Шередека – 5 класс, Велеслава и Диана – 8 класс) и в сопровождении авторов этих строк в марте текущего года приняла очное участие в IX Межпредметной Деятельностной Олимпиаде в г. Владимир. Путь нам предстоял неблизкий, на общественном транспорте с большим количеством пересадок, но никто ни разу не пожалел о пройденных трудностях. Рассказывать о нашем путешествии можно часами, главное – что мы побывали в атмосфере творчества и единства.

Желание провести подобное событие в нашей школе прочно засело в нас еще в период пребывания во Владимире.  Мы хотели познакомить остальных наших ребят с таким форматом соревнований. Наиболее подходящее название им – «соревнования без соревнований», соревнования где нет проигравших, только победители, где все вместе растут – каждый над собой, где радость совместного творчества перекрывает личные амбиции, им просто не остается места,   где радость открытий доступна всем, где хватает на всех внимания включённых взрослых, готовых поддержать детскую инициативу и отозваться на детский запрос, каким бы пустяковым он ни казался на первый взгляд.

Конечно, для организации такого мероприятия нужны помощники. И вечерами (а точнее сказать ночами), убедившись, что ребята спят, за чашкой чая, после насыщенного дня, пока поток мыслей идет и идет, мы, вдохновленные работой владимирских коллег, размышляли о донесении главных смыслов своим симферопольским коллегам, а это не такая простая задача как может показаться. Ведь привычная роль преподавателя – донести знания ребятам, организовать их на получение знаний, в лучшем случае мотивировать ребенка на получение порции знаний, определенной образовательной программой.

И вдруг мы говорим, что надо идти за интересом ребенка! Перестроиться не так просто. И мы обсуждали как же приобщить коллег к позиции тьютора, который помогает ребенку понять свой собственный запрос в образовании. Проведение олимпиады в подобном формате рисовалось в отдаленной перспективе еще и потому, что собственных разработок у нас не было, а «слизнуть» всё у владимирских педагогов мы не могли из этических соображений.

Как же мы обрадовались, когда наши дети-участники владимирского тура, чтоб показать остальным ребятам как всё проходило, решили не ограничиться просто презентацией с фотографиями, а провести тоже олимпиаду. Благо, что Зоя Леонидовна любезно дала согласие использовать все свои разработки и даже предоставила полный комплект заданий индивидуального тура – плоды кропотливой работы целого коллектива авторов!

Реальные участники олимпиады снова прожили это событие уже в роли организаторов и наставников.

На встрече-совещании ребята решили, что в этом Событии возьмут на себя роли наставников команд. Так как во Владимире у ребят были такие студентки-наставницы, которые произвели на наших ребят большое впечатление умением сплотить и поддержать своих подопечных. Они подали прекрасный пример! Наши наставники были не хуже, это точно! Хотя по возрасту гораздо более юные.

О работе с ребятами рассказывает Наталья Юрьевна:

«Больше всех активность проявляла Велеслава — ещё во Владимире она очень хотела, чтобы подобное мероприятие прошло и в нашей школе. Одной из моих задач стала помощь Велеславе в реализации её инициатив по участию в организации такого события, а также работа по формированию у неё организационно-управленческих компетенций. В итоге, из всех ребят основная нагрузка легла на Велеславу, которая наиболее активно включилась в организацию Олимпиады. Из-за большой загруженности Вели это были, в основном, короткие встречи-обсуждения, а вот в последние три дня она удивила своим погружением в подготовку этого События.

Чтобы поддержать инициативу и рабочий настрой ребят я предложила, что помощь в организации Олимпиады будет засчитана ребятам по школьному предмету “Проектная деятельность”. 

Сразу участвовать в организации согласились Велеслава, Любава и Эльдар. Позже к нам присоединились Матфей и Ваня Шередека. 

Кроме того, я предложила ребятам взять на себя ответственность за подготовку одного из направлений Олимпиады: конструирование и квест.

Эльдар взял на себя организацию конструирования, а Веля согласилась организовать квест.

Кроме того, Велеслава активно обсуждала и помогала разрабатывать расписание Олимпиады, участвовала в формировании команд, её первое пробное действие было — агитировать ребят участвовать в этом событии, с чем она с успехом справилась, заразив многих своим воодушевлением.

Из всех задач, которые мы с Велеславой обсуждали, ей откликнулась разработка квеста. Она полностью взяла это на себя в два последних дня подготовки и с успехом справилась с этой задачей (как многие гении, которые все делают в последнюю ночь): была составлена карта четырёх маршрутов, сделаны фотографии. Весь собранный материал был систематизирован и оформлен в виде маршрутных листов.

В этот короткий промежуток времени Велеслава освоила работу в текстовом редакторе.

Важно, что на всех этапах Олимпиады большую роль играли наставники, которые несмотря на то, что подготовительной работы у них было немного, активно включились в сам процесс события: работали на сплочение и мотивацию команд при решении Открытой задачи и при запуске конструкций, сопровождали команды на квесте.

Например, Любава была наставницей двух команд — старших и младших и обе эти команды заняли призовые места!

Эльдар выбрал конструкцию, которую собирали команды (у него было несколько попыток собрать разные конструкции, и он выбрал оптимальную, проведя дома несколько экспериментов). Он старался на этапах сбора конструкций и их запуска мотивировать участников, помогал, если что-то не получилось, следил за правилами и ходом соревнования.

Ваня Шередека участвовал в занятии на улице при составлении квеста вместе с Велей и другими ребятами из 5 класса (Ваня Кравченко, Андрей, Никита), подавая интересные идеи.

Матфей проявил себя как хороший организатор на Открытой задаче и сопровождая команду на квесте. 

Диана помогала своей команде на всех этапах Олимпиады, мотивировала свою команду.

Особо хочется отметить инициативу Велеславы:

— во время решения Открытой задачи, 

— при подсчёте очков после 2го дня.

Она была единственная из детей, кто принял участие в подготовке Олимпиады, а не только в её проведении.»

Наша Олимпиада стала сокращенной версией Владимирского оригинала, мы уложились в два дня (не считая дня награждения и подготовки).

Накануне мы собрали всех наших ребят в зале и просто рассказали немного о поездке во Владимир, сопроводив свой рассказ фотографиями. И затем предложили желающим записываться на нашу олимпиаду. Участие у нас было строго добровольным (остальные ученики оставались во время проведения на занятиях по обычному расписанию).

1 день выглядел так:

Открытие Олимпиады (очень кратко, самое необходимое введение). Поскольку команды узнали о своем составе непосредственно перед началом олимпиады здесь у нас получился неожиданно еще один маленький незапланированный этап: нужно было придумать название команды, нарисовать или написать его на плакате и представить всем остальным.

Открытая задача (в оригинальном варианте проводят два такта открытой задачи: представление разработки и защита бизнес-плана, мы оставили в этот раз только первый из них).

Открытая задача – это очень интересный формат работы, который исключительно редко встречается в школе. Ребятам предлагается решить задачу, у которой нет одного-единственного верного решения. Вот где полет фантазии! Магия включения в деятельность начинает срабатывать уже здесь. Начинали говорить дети, от которых редко что-либо услышишь на уроке; рождались оригинальные идеи, которые взрослым даже не снились; рабочая атмосфера в наполненном зале с минимальными нарушениями дисциплины (!)

Конструирование. Этот этап получился очень живым, включенность среди участников была стопроцентная. Еще бы! Это именно то самое место, когда надо было делать руками. Команды получили одинаковые наборы (инструкция и детали) и задание собрать конструкцию. Оценивалось время сборки. Затем мы сделали перерыв, поскольку подошло время обеда (в это время подготовили трек для запуска). И приступили ко второй части этого конкурса: запускам. Представитель команды выступал, а остальные поддерживали. И поддерживали очень жарко и старательно, концентрация на действе была не хуже, чем во время Чемпионата мира по футболу, например!  Оценивалось время прохождения дистанции. Конструкцию мы взяли из замечательной книги Татьяны Галатоновой «Стань инженером» (стр. 59), а вот идея запускать мячик для пинг-понга с помощью реактивной установки с воздушным шариком по желобку пришла внезапно в результате «мозгового штурма». И эта идея оказалась удачной, все получилось. По подготовке наиболее тщательно нужно подходить именно к этому этапу. Конструкцию надо проверять и неоднократно, чтоб точно у всех получилось. Хотя, конечно, все этапы надо готовить тщательно и продумывать все детали, но здесь ошибку не утаить как шило в мешке.

2 День:

Индивидуальный тур. Здесь нас очень выручили готовые задания владимирских коллег, за что им огромная признательность, свои задания мы просто не успели бы разработать. Ребята сами выбрали предметы и написали работы. Все заработанные баллы участника шли в общую копилку команды.

Квест. Подготовка квеста процесс трудоемкий, но здесь у нас не было шансов воспользоваться готовым вариантом. Мы в Симферополе и историко-географический квест нужен был, конечно, местный. Задача тем труднее, что вариантов квеста нужно было четыре (по уровням сложности для разных возрастов участников). С задачей разработки квеста блестяще справилась наша восьмиклассница Велеслава. Причем очень оперативно, за два вечера! Понятные инструкции обеспечили хороший результат у всех команд, все дошли до пункта назначения, набрав большое количество баллов.

3 День:

Награждение и подведение итогов.

В проведении Олимпиады (а она уже получила свое собственное название: I Основная Командная Олимпиада) нас подержали коллеги, активно включившись кто в качестве помощников, кто в качестве жюри. Что приятно, педагоги внимательно отнеслись к поставленной задаче: отыскать достоинства в каждом выступлении команд, увидеть интересные проявления ребят, поддержать всякую творческую мысль, выявить кого за что будем награждать. Нужно было увидеть это, зафиксировать и передать нам, чтоб не ускользнуло ничего из позитивного, проявленного ребятами. Стелла Александровна, Евгений Андреевич, Вероника Александровна, Екатерина Геннадьевна и Татьяна Сергеевна зорко следили за успехами ребят, за что им большая признательность! Когда пришло время подписывать грамоты участникам, не пришлось выдумывать или брать дежурные формулировки, потому что преподаватели смогли подчеркнуть действительно проявленные ребятами качества и конкретные действия. Именно этого мы и добивались: каждый ребенок получил грамоту с его индивидуальной фразой, в которой отражался его всамделишный вклад в работу своей команды. Все по-настоящему.

В течение Олимпиады удалось провести мини-совещание с ребятами, которые участвовали в подготовке и проведении. Мы отмечали то, что получилось и что не получилось, где требуется доработка. Мне хотелось обратить внимание ребят на эту часть работы, когда идет анализ собственных действий. Такая рефлексия – неотъемлемая часть любой деятельности, а уж тем более, когда речь идет об организации мероприятия с большим количеством участников и этапов.  По окончании Олимпиады эту работу мы продолжили уже с педагогами. Сразу завели отдельную тетрадь «Олимпиада. Работа над ошибками», совсем как когда-то в школе.  Снова оказалось, что важно всё, мелочей нет. Например, при построении конструкции применялись обычные коктейльные трубочки, и они у нас были двух видов. Эта случайность оказалась значительной. Одни трубочки были более прочные, другие помягче и быстро перестали держать форму, а от этого переставала работать конструкция. Поэтому одни команды смогли сделать по 3 запуска, а другие – только по 2. Количество запусков тоже пришлось увеличить. Первоначально планировали только по одному. Но не все ребята сориентировались как и что надо делать, результаты слишком разнились (у одних 4 секунды, у других 4 минуты), пришлось первый «заезд» считать вводным, прикаточным, а второй уже – основным. В стремлении дать еще шанс тем, кто очень старался, но не получалось, решили и третий заезд сделать. Вот тут-то трубочки и подвели. В итоге объявили, что засчитываться будет лучший результат команды, это спасло ситуацию. Общий интерес к соревнованиям и позитивный настрой участников был сохранен.  Еще одной нашей ошибкой было неправильное формирование команд, что сильно затруднило подсчет итоговых баллов. Накануне Олимпиады ребят распределили равномерно: больших и маленьких, с одинаковым количеством в каждой команде. Но вдруг прямо перед началом они стали меняться местами, и доменялись так, что в одной команде было 3 третьеклассника, а в другой 5 восьмиклассников. К тому же, на второй день пришли несколько новых ребят и присоединились к командам, куда хотелось. Неравномерность усилилась. В итоге мы с большими затруднениями выявили настоящих победителей, применяя сложную систему подсчета, учитывающую все эти перемещения и неравный состав команд. Урок для нас очень заметный, просидели до полуночи, определяя победителей.

Общие выводы:

— Такие события нужно проводить, поскольку они позволяют детям получить ценный опыт: увидеть самому свои сильные и слабые стороны.

— Многие ребята сделали про себя открытие: «Я могу, я смогу!»

— Ребята пробуют свои силы вне учебных предметов, что позволяет понять про свои компетенции шире, чем в большинстве стандартных учебных ситуаций.

— Ребята получают не только положительный опыт, но и отрицательный — про это тоже важно понимать. Как говорили великие педагоги — если нет отрицательного опыта, то у ребёнка нет “точки развития”. А включённый взрослый поможет осмыслить этот опыт.

P.S. Хотелось бы в будущем видеть в отдельной команде родителей, которые вместе с детьми смогли бы прочувствовать и прожить это Событие. Как это принято на Олимпиаде во Владимире.

Суфэль Оксана Анатольевна, руководитель Центра дополнительного образования «Школа Основа счастья»

Шишкина Наталья Юрьевна, тьютор Центра дополнительного образования «Школа Основа счастья»

Related Posts

Дополнительное образование детей, Удмуртия
В Ижевске прошла тьюторская лагерная смена для детей 11-13 лет “Профпроба. Искусство” с 6 по 19 июня

В Региональном образовательном центре одаренных детей “ТАУ” появилась новая тьюторская программа – лагерная смена, ориентированная на создание среды

Координатор страницы Республики Крым

Федякова Анастасия Владимировна

Федякова Анастасия Владимировна

Образование:

  • 2003 г. Академия Налоговой Службы. Финансы. 2015 г. МИСАО. Педагог-психолог. 2021 г. Магистратура МГПУ "Тьюторство в цифровой образовательной среде" 2022 г. МИП "Нейропсихология"

Место работы:

  • Самозанятый тьютор в сотрудничестве с университетами, школами, образовательными центрами (Артек, Фоксфорд, Газпром, ГТ при МГУ, СевГУ, Фонд соц.развития и др.), преподаватель в программе переподготовки карьерных тьюторов, педагог - психолог. Региональный эксперт МТА

Профессиональные интересы:

    Нейробиология, инновационная педагогика,бизнес, саморазвитие.
  • Автор программ профориентации (финалист Всероссийской премии Траектория 2017 г - лучшая практика самоопределения молодежи). Финалист во Всероссийском конкурсе Наставник 2018.
tutor.dinamica@gmail.com

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости