Понедельник
19 МайКак вернуть воспитание в частную школу, создавая условия индивидуализации? (часть 1)
Во многих частных школах сейчас можно наблюдать дефицит качественного и содержательного общения учителей и учеников вне школьных уроков.
Молодой учитель сегодня, за редким исключением, не чувствует потребности в том, чтобы воспитывать своих учеников, быть для них наставником и старшим другом, создавать ситуации успеха в учебной и внеучебной деятельности.
При этом у ребенка есть потребность в том, чтобы учитель мог занять позицию наставника и старшего друга, человека, с которым можно обсудить важные для подростка темы, обменяться личностным опытом и смыслами, а не только информацией.
Отсюда возникает вопрос: какие условия могут быть созданы в частной школе, чтобы наладить процесс содержательного общения учителей и учеников, а также передачи от учителей к ученикам своих способов действий в различных жизненных ситуациях.
Опираясь на свои наблюдения в процессе организации открытой среды, где проявляется индивидуализация, я могу сделать некоторые выводы. Такими условиями в частной школе могут быть проектная деятельность, участие в Деятельностных олимпиадах, которые проводятся в г. Владимире, а также проведение в школе адаптированной Программы наставничества, разработанной М. Ю. Чередилиной.
Проектная деятельность.
Проектная деятельность, как технология формирования ключевых компетентностей учащихся, сейчас очень востребована в обучении. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия (например, анализ, организация командного взаимодействия), в рамках проектной деятельности позволяет сформировать у учащегося важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется» (Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, – Основы проектной деятельности школьника, – 2006)
Но в своей статье я бы хотела сделать акцент не столько на проектную деятельность, сколько на сотрудничество (в том смысле, которое вкладывает в это слово С. Л. Соловейчик в своей Педагогика сотрудничества) и работу тьютора.
Проекты в школе “Основа” ориентированы на практическую деятельность. Подросток учится видеть проблемы, в том числе, социальные; находить способы решения проблем, ставить реальные цели; развивать у себя способность к продуктивной коммуникации. Сначала с ребенком работает тьютор, который помогает разглядеть свой интерес.
Тьютор, так же, помогает ребенку удерживать фокус внимания на таких вопросах: Зачем тебе этот проект (какой личностный смысл имеет для тебя твой проект)? Почему твой проект нужен (важен) другим?
Чтобы доуточнить запрос ребенка, тьютор задает вопросы. Например, в случае, если подросток выбрал своим проектом организацию похода, то вопрос может звучать так: чем твой поход будет отличаться от других таких же походов? Бывают случаи, что не поход интересен, а совсем другое, например, психология (командные игры во время похода или возможность научить одноклассников рыбачить).
Потом, опираясь на этот интерес, возникает идея проекта, связанная чаще всего 1) с передачей навыков (в которых подросток силен или хочет стать сильным, но которые не востребованы в рамках школьной программы) от учеников старшей школы к ученикам младшего звена, в виде мастер-классов; 2) с организацией общешкольных мероприятий, таких как поход или ярмарка.
Практика показывает, что наиболее удачные личностные результаты у подростка получаются тогда, когда у проекта появляется учитель-наставник. Например, в нашей школе у всех проектов, связанных с походами и туризмом (надо учитывать, что Крым – это место, где походы – это традиция для многих), есть куратор – учитель географии, опытный походник и инструктор по туризму. При этом все вопросы, связанные с организацией похода, берут на себя дети: распределение обязанностей внутри группового проекта, постановка задач проекта, продумывание уникальности проекта (например, поход с рыбалкой или с играми), оповещение, подготовка снаряжения, продумывание маршрута.
Подростки готовы преодолевать не только объективные препятствия, но и главное препятствие – собственную неуверенность, «желание все бросить». Наставник проекта, как старший опытный друг стремится, чтобы воспитанник в этой ситуации мог сделать правильный выбор.
Как это делается? Как доходят дети до личностных смыслов?
Показателем того, что деятельность учителя востребована, является то, что ребята все чаще выбирают в качестве своего проекта – свой уникальный поход.
Другой пример – это когда дети выбирают такую форму реализации своих интересов, как мастер-класс. В начале года учителя (по желанию) проводят собственные мастер-классы в рамках общешкольной ярмарки, создавая вариативное открытое пространство и передавая ученикам данный способ действия. Интересно, что ребятам очень хочется потом, как учителям, провести свой мастер-класс, но они испытывают часто неуверенность в своих силах – и тут поддержка учителя-наставника незаменима. В результате ребята, почувствовав уверенность, готовы повторить свой мастер-класс, но уже по другой тематике, которая им интересна. В повторных мастер-классах ребенок, как правило, учитывает ошибки предыдущего опыта.
Несколько мастер-классов, проведенных среди учеников младшей школы и планирование их на будущее – это путь к составлению собственной карты интересов. И здесь есть, что обсудить: как менялись твои интересы ребенка, что ребенок готов повторить, учитывая ошибки, а от чего готов отказаться, какой навык подросток готов освоить, чтобы потом поделиться этим с другими.
(Продолжение следует)
Шишкина Н. Ю, магистр педагогики, тьютор частной школы “Основа”, Симферополь