Понедельник
21 ОктОбразовательная среда и культура доверия
Как вовлечь ученика в учебный процесс и держать мотивацию осваивать новые знания? Конечно вовлечься самому и войти в состояние «присвоения среды».
В Образовательном центре «Астрея» прошла двухдневная встреча о насущном и важном для специалистов в образовании школьников. Говорили о разных «болях» педагогов на встречи с экспертом – Ликой Чекаловой – руководитель проекта «Школа навигатора», в котором обучаются специалисты сопровождения развития в разных направлениях деятельности.
Тема встречи была «Мотивация учеников, без палок и розг, санкций и наказаний» – сложная и очень важная тема во все времена педагогики. Говорили через разные инструменты: рефлексия, обмен опытом, через игру-размышление «Хранители будущего», раскрывая желаемое и ощущаемое будущее.
Суть игры «Хранители будущего» заключалась в том, чтобы в группах спроектировать мир желаемого будущего и через проекцию увидеть вызовы и рассмотреть какими способами возможно с ними справиться, либо снизить последствия.
«Будущее есть сумма результатов наших усилий» – говорил писатель-фантаст А. Стругацкий. Одна маленькая проблемка – у всяких усилий есть последствия. И если мы думаем только об усилиях, которые нужны для достижения ближайшей желанной цели, неожиданно может оказаться, что с последствиями наступления того, что мы так хотели, мы разбираться не умеем – потому что не думали о них и не учились заранее с ними разбираться.» – слова Лики о игровой практике среди педагогов.
Лика Чекалова начиная с 1997 года находится в образовательной среде: вела кружки, разрабатывала программы, преподавала. И сегодня является образовательным экспертом и обучает педагогов в инновационных подходах и разработке образовательных практик.
Мы спросили нашего эксперта о насущной для нас теме – отличительные признаки навигатора и тьютора:
«Много про это разговариваем, т.к. грань местами исчезает, но в каждом подходе есть свои особенности, в том числе онтологического характера. Навигаторы – социо-практики, мы никогда не рассматриваем человека отдельно, то есть мы смотрим на человека как часть общества, как соавтора общего будущего. Помогаем людям стать частью общего и работаем с концепцией будущего. Но при этом, работы навигатора и тьютора могут сочетаться и пересекаться.»
Побывав впервые в Красноярске и в образовательной среде «Астреи» Лика отметила открытое пространство Старшей ступени. В такой школе «без стен» можно поработать, внедряя собственные правила и идеи, которые оживят стены и учебные зоны. Тем самым, это хорошо способствует присвоению учеником учебной среды.