Четверг
21 ЯнвМежрегиональный конкурс тьюторски практик
C 20 декабря 2013г. по 27 февраля 2014 г. на базе ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» проходил Межрегиональный конкурс тьюторских практик (далее – Конкурс). Цель проведения Конкурса заключалась в выявлении, объединении, презентации и экспертизе межрегиональных практик индивидуализации и тьюторского сопровождения в сфере образования, а также раскрытии потенциала их развития. В процессе проведения Конкурса под тьюторскими практиками понимались такие практики индивидуализации в образовании, где была создана открытая образовательная среда и организовано тьюторское сопровождение образовательного движения тьюторанта. Организаторами Конкурса выступили: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет», научная часть, отдел научных исследований и инновационной деятельности, сектор тьюторства. Принять участие в Конкурсе мог любой творческий коллектив, осуществляющий практику индивидуализации в образовании и иных социальных сферах.
Первый этап Конкурса (подготовки и сдачи заявок) стартовал 20 декабря 2013 г. и продолжался до 10 февраля 2014 г. Для участия в Конкурсе были представлены 17 тьюторских практик. Следует отметить разнообразие направлений практик индивидуализации, приведем некоторые примеры: «Тьюторство семей, находящихся в социально опасном положении», «Индивидуализация самостоятельной работы студентов», «Тьюторское сопровождение учащихся кадетских классов», «Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы», «Внедрение в образовательный процесс современных технологий формирования у младших школьников универсальных учебных действий», «Создание персонифицированной модели повышения квалификации педагога», «Квазипрофессиональная деятельность в разработке индивидуально-личностной траектории студента», «Развивающая среда ВУЗА – ресурс адаптации первокурсников».
Второй этап Конкурса осуществлялся в период с 10 по 26 февраля 2014г. С целью проведения экспертизы и оценки поступивших описаний тьюторских практик, а также определения победителей Конкурса был создается Экспертный совет, сформированный из сертифицированных экспертов Межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА), а также научно-педагогической общественности и методических служб ЧГПУ. В состав сертифицированных экспертов МТА вошли: Ковалева Т.М. – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики МПГУ, ведущий сотрудник лаборатории дидактики ИТИП РАО, зав. каф. ТСОД МИОО, президент МТА (г. Москва); Суханова Е.А. – кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора НОЦ “Институт инноваций в образовании” ТГУ, председатель правления МТА (г. Томск); Степанов С.А. – доцент НГПУ, член правления МТА (г. Новосибирск). В состав экспертного совета также вошли: Потапова М.В. – проректор по научной работе ЧГПУ, доктор педагогических наук, профессор (г. Челябинск); Гуслякова Н.И. – доктор психологических наук, профессор ЧГПУ, действительный член Академии педагогических и социальных наук (г. Челябинск); Молчанов С.Г. – доктор педагогических наук, профессор ЧГПУ (г. Челябинск); Тюмасева З.И. – доктор педагогических наук, профессор ЧГПУ, академик Петровской академии наук и искусств, международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Международной академии наук педагогического образования, директор Института здоровья и экологии человека (г. Челябинск); Шумилова Е.А. – доктор педагогических наук, профессор ЧГПУ (г. Челябинск); Калугина Е.В. – кандидат педагогических наук, доцент, зав. сектором тьюторства ЧГПУ. Каждому эксперту был предложен бланк итоговой экспертной оценки результатов межрегионального конкурса тьюторских практик. Балльная оценка от 1 до 10 фиксировала субъективную оценку эксперта каждой тьюторской практики. Тьюторские практики оценивались в соответствии с критериями, ранее разработанными составом экспертного совета:
Открытость и вариативность образовательной среды – предоставление возможности субъекту образования под его запрос или нужды осуществлять проектирование, изменение и выбор образовательной среды, образовательного маршрута, средств или способа движения.
Организация тьюторского сопровождения – реализация тьюторской деятельности, предполагающей организацию образовательной среды, сопровождение разработки и реализации индивидуальной программы/сценария/маршрута и т.п. в социальной среде, обеспечение деятельности методическими средствами работы с процессом индивидуализации.
Условия воспроизводства тьюторской практики – наличие организационно-управленческих условий, обеспечивающих проектирование задач развития тьюторской практики и оценку ее эффективности, коммуникации и координацию деятельности всех субъектов практики, развитие компетенций сопровождения индивидуализации, финансовые и материальные ресурсы.
25-26 февраля 2014г. проводилась открытая экспертиза всех тьюторских практик-конкурсантов непосредственно перед сертифицированными экспертами МТА (Ковалевой Т.М., Сухановой Е.А., Степановым С.А.). Участники конкурса публично презентовали собственные практики индивидуализации. 26 февраля 2014г. на основании экспертной оценки были определены победители Конкурса. Все участники конкурса получили сертификаты об участии.
Шесть тьюторских практик были награждены дипломами лауреатов конкурса и рекомендованы для прохождения экспертизы на присвоение статуса тьюторской практики. Лауреатами Конкурса стали:
1. Ветхова М.Ю., Бенгардт А.А. «Развивающая среда ВУЗА – ресурс адаптации первокурсников» (ЧГПУ);
2. Меренкова В.В., Резникова Е.В. «Индивидуальное сопровождение ученика с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения» (МАОУ СОШ № 73 г. Челябинска);
3. Новоселова Н.В., Резникова Е.В. «Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы» (МАОУ СОШ № 73 г. Челябинска);
4. Передриенко Г.А. «Тьюторское сопровождение учащихся кадетских классов» (МАОУ СОШ № 21 г. Челябинска);
5. Пименова И.Б., Дружинина Л.А. «Роль семейного тьютора в индивидуализации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеющего комплексные нарушения в развитии» (ЧГПУ);
6. Тюмасева З.И.; Гладкая Е.С.; Орехова И.Л.; Валеева Г.В. «Шаг за шагом в здоровое будущее» (ЧГПУ).
Статус тьюторской практики будет присвоен тем тьюторским практикам, которые максимально соответствуют требованиям корпоративного стандарта МТА. Экспертиза на статус МТА – это процедура совместного анализа, оценки и прогнозирования развития социальной организации с участием сертифицированных экспертов МТА. Она позволяет установить содержательное соответствие объектов экспертизы корпоративным профессиональным стандартам МТА, выработать рекомендации для развития средствами тьюторства. Статус от МТА предполагает:
позиционирование организации, используя признание достижений
профессиональным сообществом МТА;
социальное продвижение и поддержку на региональном и федеральном уровнях управления;
включение в стратегические проекты, исследования и разработки МТА;
взаимовыгодную совместную деятельность.
Все участники Конкурса войдут в состав Областной ассоциации тьюторов, что позволит им получить:
доступ к пакету уникальных методических и аналитических материалов по индивидуализации и тьюторству;
постоянное информирование коллег, клиентов, власти о своей уникальной практике через сайт ЧГПУ;
возможность публиковаться в изданиях ЧГПУ;
получение бесплатной экспертной и консультационной помощи в рамках семинаров и конференций ЧГПУ;
социально-профессиональный статус члена Областной ассоциации.