Вторник
15 ИюлПрактика сопровождения профессионального самоопределения школьников с использованием технологии НЕТВОРКИНГ
Развитие практики индивидуализации МТА (РО Санкт-Петербург) в 2024-25 уч. году Зайцевой (Головинской) Елены Валериевны, к.п.н., заместителя директора по научной работе ГБОУ школы № 496 Московского района Санкт-Петербурга.
Следует отметить, что в рамках сетевого взаимодействия с ГБУ ЦОПП реализуется профессия «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» – 15 человек. К профессиональному обучению, в рамках сетевого взаимодействия привлечены обучающиеся ГБОУ школы № 495 Московского района Санкт-Петербурга. Совместно с Центром занятости Санкт-Петербурга ведется работа по трудоустройству обучающихся, где школа выступает в качестве одной из площадок трудоустройства обучающихся в школьном лагере.Реализация проекта «Моя первая профессия» в профильном «Социально-экономическом» классе осуществляется в рамках сотрудничества с СПбГЭУ по профессии «Ассистент экскурсовода» – 15 человек.Также ГБОУ школой №496 Московского района Санкт-Петербурга разработана программа профессионального обучения по профессии 21299 Делопроизводитель, внесено изменение в реестр лицензий и лицензирован вид деятельности «Профессиональное обучение».
Практика сопровождения профессионального самоопределения школьников с использованием технологии НЕТВОРКИНГ
В 2024-2025 учебном году были разработаны и апробированы 3 направления организации коммуникативной площадки профориентационного нетворкинга.
1 направление – введение в профессию, общая профориентационная тематика:
– Как выбрать профессию. Рассказ родителей и профессионалов о своем пути в профессию. Встреча с психологами и профориентологами.
Задача: Проектирование профориентационного маршрута.
– Введение в проект. Работа с информацией. Знакомство с профессией библиотекаря, вариантами поиска литературных источников, работы с информацией и ее проверки.
Задача: Подбор литературы по теме проекта.
– Опрос и анкетирование, как метод исследования. Знакомство с профессией социологов и психологов. Приобретение знаний о формах и методах опросов, формулировании вопросов и вариантах ответов.
Задача: разработать опрос в соответствие с поставленной целью и/или темой проекта.
2 направление – Профориентационная проба. Реализация проекта Моя первая профессия.
Организация нетворкинга в профессиональном обучении.
Делай как я, делай лучше меня. Профориентационная проба вожатого.
В большом деле мелочей не бывает. Как организовать и провести массовое мероприятие.
Клятва Гиппократа. Примеряем белый халат.
Задача: с помощью профессионалов реализовать профессиональную пробу или подготовиться к квалификационному экзамену.
3 направление – Реализация проекта как профессиональной пробы. Все грани одной специальности.
Реализации комплексного сопровождения группы обучающихся по определенному направлению профессиональной деятельности с целью реализации итоговых индивидуальных проектов. Был разработан и апробирован следующий алгоритм реализации коммуникативных площадок профориентационного нетворкинга.
1 этап. Выбор темы проекта, который может осуществляться несколькими способами. Например:
1 вариант. Определение темы социально-значимого проекта и презентация проекта учащимся 8-10 классов. Формирование группы обучающихся, распределение направлений реализации проекта.
2 вариант. Формирование групп обучающихся по темам проектов и близким профессиональным областям. Формирование групп обучающихся из различных образовательных организаций Московского района, закрепление ответственных за организацию одной из школ.
2 этап. Выбор социальных партнеров с учетом профессиональной области проекта: работодатели, представители вузов и учреждений СПО, родительская общественность, как профессионалы
3 этап. Профориентационный нетворкинг. Организация встречи обучающихся с социальными партнерами. Знакомство со спецификой профессии. Проблемные области профессии, как рабочие кейсы для проектов.
4 этап. Комплексное сопровождение. Знакомство со спецификой профессии, различными условиями труда. Знакомство с профессиональными образовательными организациями, специальностями, условиями поступления и обучения.
5 этап. Реализация проекта. Наставничество. Сопровождение проекта обучающегося профессионалами или студентами.
6 этап. Рефлексия. Реализация проекта. Социально значимый продукт – определение точек роста школы и обучающегося. Построение индивидуального маршрута обучающегося (предметы государственной итоговой аттестации (ГИА, ЕГЭ), олимпиады, конкурсы и т.д.) и его корректировка в случае необходимости. Для проектирования работы коммуникативной площадки профориентационного нетворкинга была разработана, апробирована и дополнена в ходе дизайн-сессии 24.04.2025 опорная схема