Суббота
19 НояВ межрегиональной группе начали обсуждать пленарные доклады тьюторской конференции
Какой бы плодотворной, насыщенной, интересной ни была очередная конференция, всегда остаётся ощущение недосказанности, недоуслышанности, недоделанности. Словно ты долго ждал важной встречи, а она началась и оборвалась на полуслове. Тьюторская конференция – сгусток мыслей, образов, открытий и откровений. И очень хочется задержаться и порассуждать, подискутировать, проверить свои первые впечатления на прочность. Но в рамках конференции времени не хватает. Да и онлайн формат события лишён очарования кулуарных разговоров, обмена мнениями с коллегами за чашкой чая, возможности подойти к авторитетному докладчику и задать ему вопрос. Конечно, всегда есть возможность вернуться к видео выступлений, текстам докладов, но, во-первых, ты здесь один, без возможности общения с теми, кого тоже увлекли мысли спикера, а во-вторых, “текучие” дела перекрывают доступ к неспешному послевкусию. Но, как известно, всё в твоих руках. И мы решили в рамках нашей межрегиональной группы МТА исправить эту “несправедливость”. И вот, что у нас получилось.
15 ноября 2022 года состоялась онлайн встреча участников межрегиональной группы по обсуждению пленарных докладов прошедшей в октябре Международной тьюторской конференции. После предварительного опроса коллеги выбрали два доклада: Т.М.Ковалёвой «Представление о тьюторстве в современном контексте» и А.С.Соловейчика «Педагогическая аксиоматика или Почему оказались не состоятельными усилия последних десятилетий». После активного и плодотворного обсуждения участники встречи поделились своими послевкусиями. Марина Неганова из Екатеринбурга: Отмечу, что для меня это первый опыт обсуждения пленарных докладов в тьюторской группе с целью осмысления их содержания и возможности его использования в личной практике тьюторства. Очень полезно было переслушать доклады и понять, что бы тебе хотелось обсудить, о чём поговорить с коллегами. В ходе встречи удалось поделиться своим проживанием представлений о тьюторстве – как от периода «профстандартных» ИОП на курсах повышения квалификации вместе с педагогами исследовали «индивидуализацию» и «субъектность», как сейчас, понимая, что тьютор сопровождает не ИОП, а процесс самообразования тьюторанта, по новому исследовать, а что, если не ИОП, считать продуктом тьюторского сопровождения? Факты самоопределения образовательных стратегий? Появляются новые и новые вопросы. Вслушиваясь в рассказы других участников, удалось зафиксировать то, что находит отклик в практике собственных тьюторских проб. Рассуждения Вадима Евгеньевича Пугача из Санкт-Петербурга о его деятельности с одарёнными поэтическим талантом детьми, о том, что без прохождения этапов освоения простых навыков, например, точного рифмования, попадания в стихотворный размер, не запустить процесс поиска собственного литературного языка, процесс литературного творчества. Так и осталось для меня загадкой, почему именно на третий день запускаются механизмы самообразования школе «Сириус».
Что ещё осталось от встречи – послевкусие. Пересматриваю свои заметки на полях. По следам доклада А.С. Соловейчика. Да, часто приходится слышать, как отличники благодарят своих родителей, учителей, что заставляли их делать то, что им было не интересно, но приводило к достижению «правильных» целей, хороших результатов сдачи ЕГЭ, ГИА. У каждого из нас есть опыт достижения результата благодаря внешнему давлению и отказа от собственной субъектности. Результат достигнут? Да! Значит, можем повторить, воспроизвести успешный опыт на своих детях, учениках, что греха таить, иногда и тьюторантам достаётся. И пока цель как результат окончания школы с хорошим результатом довлеет над средствами, самость и субъектность не прорастут в школьной системе образования. И к тьютору, как к средству, родители обращаются с запросом «разобраться что не так с ребёнком», а не с ценностями образовательной системы семьи. Запомнились тезисы, сформулированные Натальей Хомченко (Новосибирск) при обсуждении доклада: «именно родители запускают навыки самообразования у ребёнка», важная задача и тьютора и родителей – ответственность за самообразование постепенно передавать самому ребёнку».
Ещё из заметок на полях… Тьюторство – это наука или искусство? Притча от Сергея Ветрова (Йошкар-Ола) про цветок эдельвейс, который, если увидим, то поймём, что это именно эдельвейс. Метафоричность как путь к субъектности, в отличие от понятийности. Самоопределение – как измерить и надо ли измерять? И ещё обязательно появится то, что я не записала, но загадочная моя мыследеятельность будет периодически выкидывать на поверхность моей памяти.
Такие встречи нужны, чтобы мы знакомились, вместе создавали атмосферу поиска, встречались мыслями, уточняли, спорили, задавали вопросы, вдохновлялись на дальнейшую деятельность в развитии тьюторства.
Гульгена Бадрутдинова из Казани добавила: “Такие встречи ценны тем, что встречаются разные поколенческие взгляды, когда для одних тьюторство как искусство, как философия жизни, которую нельзя померить, а для других – это необходимость систематизировать, соотнести, соразмерить, выстроить опоры, чтобы на них опираться.”
А ещё один активный участник встречи Лидия Шилохвостова из Бердска сделала конспект важных мыслей по итогам пленарных докладов. Визуализация помогает в обсуждении со всеми участниками встречи.
Итогом встречи стало предложение продолжить обсуждение следующих пленарных докладов. Мы выбрали выступления В. Розина и В. Имакаева. Присоединяйтесь!
Авторы Неганова М., Бадрутдинова Г., Ветров С, Шилохвостова Л.