Пятница
19 НояСАМООПРЕДЕЛЯЯСЬ В ИГРЕ, УЧИМСЯ САМООПРЕДЕЛЯТЬСЯ В ЖИЗНИ
18 ноября в рамках йошкар-олинской программы переподготовки «Педагог-тьютор» Наталья Хомченко, руководитель Новосибирского отделения МТА провела онлайн-игру Джеффа по теме самоопределения. Суть игры сводится к тому, что по отношению к заданному вопросу или утверждению играющие самоопределяются по трём группам: т.е., кто считает правильной позицией либо ответ «Да», либо – «Нет», либо – «Может быть». Затем в группах участники коротко делятся своими аргументами, причём не разрешается критиковать друг друга – любое мнение ценится, кратко аргументы оформляются на виртуальной доске, после чего участники снова собираются вместе для итогового обсуждения. Важно, что в этой игре не ищутся правильные ответы, скорее результат – это поиск своих смыслов, проверка на прочность своих убеждений, переход к новым, более глубоким вопросам.
В чём была особенность этой игры, и почему она проходила в рамках тьюторского курса? Тьюторство актуально в пространстве выбора, в залоге самоопределения, в субъектности на каждом шаге своего развития. Основная задача организованного действия, предложенного Натальей Евгеньевной – в практическом опыте самоопределения, технике его организации, в его осмыслении. Причём выбор на каждом такте игры нужно было делать трижды: в выборе группы (да, нет, может быть), которая в онлайн режиме была в виде интернет-зала, в выборе подгруппы в одном из двух идентичных залов, что было сделано для повышения мобильности обсуждения (уменьшения количества участников, а значит возможности высказаться всем в условиях жёсткого лимита времени) и, третий выбор, в возможности смены зала для выбора более интересной для участника подгруппы. Суждения, отобранные для игры, были взяты из контекста курса «Педагог-тьютор». Они прозвучали на занятиях в группах, обсуждались там, но, как часто бывает, для полноты обсуждения не хватает времени. Игра добавила такую возможность. Вот некоторые из них: «Я думаю, прежде чем делаю», «Моя организация перспективна», «Мы должны прививать детям традиционные ценности», «С детьми надо читать “Гамлета”, “Войну и мир”… Это всегда современно и актуально», «В TikTok сидят одни деграданты». Каждое слово в этих утверждениях несёт свою неопределённость и свою многозначность. Сказать, что обсуждения проходили живо, увлечённо, интересно – значит передать только малую часть состоявшегося эмоционального и профессионального диспута. Вот, например, мнения участников по поводу сервиса TikTok. «Считаю это пустой тратой времени», «Мы не можем оградить ребёнка от сомнительных сред, мы можем только личным примером показать своё отношение к ним», «Не сидят, а сами показывают свои образовательные продукты, свои эксперименты», «Для меня есть баланс мёда и дёгтя в разных платформах. Да, деграданты не все, но это огромное испытание для нас. Я бы ввёл ограничение по возрасту». Игра Джеффа, проведенная Натальей Хомченко, стала хорошей практикой для тех, кто осваивает технику и искусство тьюторства.