Открытие подросткового читательского клуба в Бердске
 /  Новосибирская область / Открытие подросткового читательского клуба в Бердске

Открытие подросткового читательского клуба в Бердске

Чтение это не складывание слогов в слова,
чтение – это порождение смыслов.
Научиться читать значит,
научиться видеть то, что скрывается за текстом.
Ребенок, который просто складывает буквы,
не читает, то есть не порождает смыслы.
Он просто озвучивает символы на странице книги.
Если ребенок умеет читать, он всегда хочет читать.
Александр Лобок.

Ваш тоже не читает? Они не любят читать. Это слишком медленно для них. Их только телефон интересует. Они привыкли к другому способу получения информации. Вот только малая часть мнений, которую можно услышать про современных детей и чтение. В этой статье мы хотим поделиться опытом создания читательского клуба для подростков в городе Бердске Новосибирской области.

Первоначально от одной из мам поступил запрос поработать с ее сыном и “привить любовь к чтению”. Поскольку для работы с подростками очень эффективным способом является создание сообществ, было решено организовать читательский клуб.
Хочу подчеркнуть, что первоначально читательский клуб не был запросом самих детей, а был инициативой родителей. Дети добровольно согласились поучаствовать из интереса, но ценности чтения они не осознавали, пустившись в этот эксперимент исключительно из доверия к своим взрослым. Поэтому перед Натальей Хомченко, которая осуществляла тьюторское сопровождение встречи, и Лидией Шилохвостовой, которая была организатором встречи, стояла еще и задача вовлечения в событие.

Правил для участия было только два:

  • в процессе обсуждения все имеют равные права и возможности;
  • у каждого должно быть три цитаты из книги для обсуждения.

С чем связанны эти правила:
укрепление подростками навыка взаимодействия на горизонтальном уровне как важной компетенции экосистемного подхода;
три цитаты как основа для рефлексии прочитанного, определение и высказывание своей позиции, возможность дискуссии.

В процессе проведения встречи тьютор должен удерживать в фокусе цель, в данном случае это – заинтересовать чтением, помочь извлечь из прочитанного собственные смыслы. Внимание было уделено и самому пространству: в помещении был расстелен большой ковер, в центре стоял поднос со свечами, окна были затемнены. Это способствовало созданию доверительной атмосферы. На первой встречи клуба обсуждали повесть-притчу Р. Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”.
По ходу встречи Наталья умело дирижировала процессом: в начале большую активность в обсуждении проявляли родители, задавая тон, но буквально через несколько минут дети включились в обсуждение настолько, что общение между ними продолжалось больше часа. При этом родители были приятно шокированы глубиной размышлений своих детей.
Формат оказался очень удачным. В начале встречи тьютор пояснил, что это не урок литературы, никто не будет ставить оценки, тут не нужно угадывать мнение критика, все что нужно — это выразить свое отношение к той или иной цитате. Ощущение было, что дети говорили, говорили, говорили, сами удивляясь, что могут так рассуждать и что их слушают. Более того, они настолько самоорганизовались, что им не нужен был модератор, контролирующий, чтобы никто друг друга не перебивал или не высказывался некорректно в сторону другого члена клуба.
К концу встречи они сами определились, какие книги прочтут к следующим собраниям. А родители предложили посетить театральные постановки по этим книгам и потом тоже обсудить.
Каждый из родителей после встречи рассказал, что на обратном пути из клуба ребенок был в приподнятом настроении, благодарил за такую встречу и планировал дальнейшие обсуждения. И даже несколько часов спустя, просто между делом один мальчик сказал: «Хорошая книга».
Этот опыт показывает насколько на самом деле дети готовы читать, просто в реалиях сегодняшнего дня они не находят применения этому навыку. Прочитай и перескажи — это не то же самое, что прочитай и отнесись. Какой смысл ты нашел в этой цитате? Как ты думаешь, почему именно эта цитата стала для тебя важной? Такие вопросы помогают пробудить свои собственные мысли по отношению к прочитанному, заглянуть в себя, понять, а кто я такой, как я отношусь к описанному, и таким образом закладывают основу собственных смыслов, основу собственного мыслетворчества.

Автор статьи Шилохвостова Л. А. Фото автора.

Руководитель Новосибирского регионального отделения МТА

Хомченко Наталья Евгеньевна

Хомченко Наталья Евгеньевна

mirror_s@mail.Ru

Место работы:

  • Педагог-психолог, руководитель семейного клуба “Семейные встречи”, аспирант МГПУ

 

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости