ЛУТ-2022: «УСИЛЕНИЕ ПРОАКТИВНОСТИ – СВЕРХЗАДАЧА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА»
 /  Летний университет наставничества и тьюторства / Новосибирская область / Республика Марий Эл / ЛУТ-2022: «УСИЛЕНИЕ ПРОАКТИВНОСТИ – СВЕРХЗАДАЧА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА»

ЛУТ-2022: «УСИЛЕНИЕ ПРОАКТИВНОСТИ – СВЕРХЗАДАЧА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА»

14 июня в рамках программы Летнего университета тьюторства была проведена онлайн экспертная встреча, целью которой было обсуждение гипотезы об укреплении проактивности как сверхзадачи деятельности тьютора.
Авторы гипотезы и организаторы встречи: Ветров Сергей Владимирович, федеральный эксперт, член правления МТА, руководитель Марийской группы ассоциации и Хомченко Наталья Евгеньевна, член правления МТА, руководитель Новосибирского отделения МТА. Приглашённый эксперт – Волошина Евгения Анатольевна, Москва.
Напомним, что проактивность по Виктору Франклу — это способность действовать на основе принципов и ценностей, а не просто идти на поводу у эмоций или обстоятельств.
В условиях кардинально изменившейся жизни, нарастания процессов неопределённости и нестабильности, становится актуальным поиск новых опор, опираясь на которые завтра человек сможет находить эффективные решения. Старые базовые опоры – опыт – остаются важными, но недостаточными. Нами сделаны первые шаги в поиске способов и приёмов для развития составляющих проактивности как таких новых опор.
Авторы выдвинули гипотезу, что именно развитие проактивности, её составляющих: самосознания человека, воображения, совести и независимой воли – может стать сверхзадачей для тьютора в его деятельности на современном этапе. Из решения этой задачи как следствие может быть оформлена целостная необходимая и достаточная система компетентностей для подготовки и тьюторов и применения в их образовательной деятельности.
Самосознание (англ. self-consciouness) ? осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя. Осознание себя как индивидуальности не может быть полноценным без системного и целостного представления о мире, о других индивидуальностях. Это знания о мире, пропущенные через себя, через своё отношение к ним. А значит, это «живые» знания, востребованные человеком, а не навязанные ему извне. Это возможно в том случае, если ребёнок занимает субъектную позицию. В противном случае переданные ему знания складируются в памяти, но это «мёртвые» знания. Они не заказаны человеком и в момент принятия решения не открываются, не являются для него опорой.
Возможно, одним из базовых способов развития второй составляющей проактивности, воображения, является чтение книг. Книга ? это модель, версия жизни, зашифрованная в буквенных знаках и оживающая при соединении с воображением читателя. При этом задача стоит не только в том, чтобы дети читали книги, а чтобы они любили читать книги, получая при этом информационное и эстетическое удовольствие. Только такое чтение текстов эффективно развивает воображение.
Одним из самых плодотворных направлений развития совестливости является знакомство с судьбами великих людей. Примеры их жизней, поступков, поражений и побед, в которых проявлялась их совесть, дают пищу молодой душе для осознания себя в том, что Симон Соловейчик назвал правдой, живущей между людьми, ? в совести.
Наконец, работа над укреплением независимой воли может быть заключена как одно из направлений в том, что тьюторант должен стремиться каждое дело, и большое, и малое, доводить до конца, вырабатывать в себе дисциплину, уважение к порядку, стремиться к тому, чтобы сделанное им было целостным, законченным.
Участникам экспертной встречи было предложено проверить гипотезу на прочность.
После сообщения авторов о результатах их исследования, опубликованных в двух статьях на международных тьюторских конференциях 2020 и 2021 годов, развёрнутую экспертную оценку представленных материалов озвучила один из ведущих тьюторов страны, преподаватель МГПУ Евгения Волошина. Она дала позитивную оценку начатому исследованию и указала на ряд направлений для продолжения поиска средств и инструментов укрепления составляющих проактивности. В обсуждении приняли активное участие как эксперты МТА, так и другие участники Летнего университета тьюторства.

Руководитель Новосибирского регионального отделения

Хомченко Наталья Евгеньевна

Хомченко Наталья Евгеньевна

Тьютор частной практики. Региональный эксперт МТА в сфере индивидуализации и тьюторства.
Профессиональные интересы:
индивидуализация образования, образование в семье, тьюторство для родителей.

Координатор страницы республики Марий Эл

Ветров Сергей Владимирович

Ветров Сергей Владимирович

Руководитель проекта “Открытый тьюторский университет”, руководитель Марийской группы МТА, федеральный эксперт, член Правления, кандидат технических наук, консультант компании TraveiLine

e-mail: mta-org@mail.ru

Подписка на новости