Среда
22 ИюнЛУТ-2022: «УСИЛЕНИЕ ПРОАКТИВНОСТИ – СВЕРХЗАДАЧА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА»
14 июня в рамках программы Летнего университета тьюторства была проведена онлайн экспертная встреча, целью которой было обсуждение гипотезы об укреплении проактивности как сверхзадачи деятельности тьютора.
Авторы гипотезы и организаторы встречи: Ветров Сергей Владимирович, федеральный эксперт, член правления МТА, руководитель Марийской группы ассоциации и Хомченко Наталья Евгеньевна, член правления МТА, руководитель Новосибирского отделения МТА. Приглашённый эксперт – Волошина Евгения Анатольевна, Москва.
Напомним, что проактивность по Виктору Франклу — это способность действовать на основе принципов и ценностей, а не просто идти на поводу у эмоций или обстоятельств.
В условиях кардинально изменившейся жизни, нарастания процессов неопределённости и нестабильности, становится актуальным поиск новых опор, опираясь на которые завтра человек сможет находить эффективные решения. Старые базовые опоры – опыт – остаются важными, но недостаточными. Нами сделаны первые шаги в поиске способов и приёмов для развития составляющих проактивности как таких новых опор.
Авторы выдвинули гипотезу, что именно развитие проактивности, её составляющих: самосознания человека, воображения, совести и независимой воли – может стать сверхзадачей для тьютора в его деятельности на современном этапе. Из решения этой задачи как следствие может быть оформлена целостная необходимая и достаточная система компетентностей для подготовки и тьюторов и применения в их образовательной деятельности.
Самосознание (англ. self-consciouness) ― осознание человеком себя как индивидуальности, направленность сознания человека на самого себя. Осознание себя как индивидуальности не может быть полноценным без системного и целостного представления о мире, о других индивидуальностях. Это знания о мире, пропущенные через себя, через своё отношение к ним. А значит, это «живые» знания, востребованные человеком, а не навязанные ему извне. Это возможно в том случае, если ребёнок занимает субъектную позицию. В противном случае переданные ему знания складируются в памяти, но это «мёртвые» знания. Они не заказаны человеком и в момент принятия решения не открываются, не являются для него опорой.
Возможно, одним из базовых способов развития второй составляющей проактивности, воображения, является чтение книг. Книга ― это модель, версия жизни, зашифрованная в буквенных знаках и оживающая при соединении с воображением читателя. При этом задача стоит не только в том, чтобы дети читали книги, а чтобы они любили читать книги, получая при этом информационное и эстетическое удовольствие. Только такое чтение текстов эффективно развивает воображение.
Одним из самых плодотворных направлений развития совестливости является знакомство с судьбами великих людей. Примеры их жизней, поступков, поражений и побед, в которых проявлялась их совесть, дают пищу молодой душе для осознания себя в том, что Симон Соловейчик назвал правдой, живущей между людьми, ― в совести.
Наконец, работа над укреплением независимой воли может быть заключена как одно из направлений в том, что тьюторант должен стремиться каждое дело, и большое, и малое, доводить до конца, вырабатывать в себе дисциплину, уважение к порядку, стремиться к тому, чтобы сделанное им было целостным, законченным.
Участникам экспертной встречи было предложено проверить гипотезу на прочность.
После сообщения авторов о результатах их исследования, опубликованных в двух статьях на международных тьюторских конференциях 2020 и 2021 годов, развёрнутую экспертную оценку представленных материалов озвучила один из ведущих тьюторов страны, преподаватель МГПУ Евгения Волошина. Она дала позитивную оценку начатому исследованию и указала на ряд направлений для продолжения поиска средств и инструментов укрепления составляющих проактивности. В обсуждении приняли активное участие как эксперты МТА, так и другие участники Летнего университета тьюторства.