Воскресенье
13 НояКруглый стол «В чем особенности тьюторской рефлексии?»
Вот и закончилась ежегодная XV Международная научно-практическая онлайн конференция «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: позиция тьютора в современном образовании». Проведение нашего круглого стола в большом количестве активностей второго дня значилось как мастерская № 24. Нашего – это группы из 4 человек, впервые встретивших друг друга этим летом, в августе 2022 года на Байкале. Все мы были участниками Креативного Кампуса, объединившего взрослых и ребят из разных территорий Российской Федерации. Интерес к теме рефлексии в деятельности тьютора возник как раз при анализе своих впечатлений от этого яркого событийного формата. Мы – это ведущие и модераторы круглого стола – Хомченко Наталья Евгеньевна (Бердск), аспирант МГПУ, практикующий тьютор, руководитель РО Новосибирской области и член правления МТА; Шилохвостова Лидия Александровна (Бердск), тьютор частной практики, студент магистратуры МГПУ. В проектировании содержания и подготовке докладов активными соавторами были Неганова Марина Борисовна (Екатеринбург), педагог-психолог, дипломированный тьютор, преподаватель системы дополнительного профессионального образования; Ткачева Лариса Николаевна (Екатеринбург), педагог-психолог, тьютор, эксперт Регионального модельного центра дополнительного образования детей ХМАО-Югры. Для обмена и расширения опыта на круглый стол были приглашены Ломакина Елена Васильевна аспирант Института Непрерывного Образования Лаборатории индивидуализации и тьюторства, магистр педагогики, практикующий психолог образовательной организации, тьютор; Шкрабо Михаил Михайлович – основатель АНО ЦИИ «Креативные игры», генератор идей и смыслов, организатор Креативного Кампуса на Байкале
Поскольку эта тема волнует как начинающих, так и уже практикующих тьюторов, а среди нас есть обе эти категории, целью проведения стал обмен своими наработками, размышлениями, переосмысление собственного опыта, что позволило каждому участнику нашего Круглого стола продвинуться в этой теме, а значит и своей профессиональной тьюторской деятельности. Мы тщательно готовились, каждый искал собственный интерес, свою задачу на продвижение в теме рефлексии. Нам удалось поделиться своими размышлениями, исследованиями, результатами этапа подготовки с другими участниками и найти тех, кого так же интересует эта тема и кто готов к профессиональному сотрудничеству.
«Знание себя рождается через рефлексию», что без рефлексии, как осознания человеком собственной самости, индивидуальности и субъектности, не происходит дальнейшее развитие, обучение и социализация. Поиски ответа на вопрос, в чём особенности «тьюторской рефлексии», привел к следующей логике докладов:
- исследование самых популярных рефлексивных техник с представлением результатов анкетирования, в котором участвовали как начинающие, так и практикующие тьюторы (Шилохвостова Л. А.);
- методологи Г.П. Щедровицкий, В.И. Слободчиков, В.М.Розин о рефлексии (Ткачева Л. Н.);
- размышления педагога-тьютора об особенностях тьюторской рефлексии (Неганова М. Б.);
- технология организации рефлексии на разных этапах тьюторского действия (Ломакина Е.В.);
- рефлексия в событийных форматах (Шкрабо М. М.).
Отметим, что в чате параллельно велась дискуссия с участниками круглого стола, которые обратили внимание на существующие дефициты и противоречия, а именно – отсутствие доступного интернет-ресурса для поиска начинающими тьюторами рефлексивных техник под конкретные задачи тьюториала. И наоборот, наличие большого количества разнообразных рефлексивных техник, взятых из педагогики и психологии, но отсутствие рефлексивных технологий тьюторской деятельности или пока отсутствие описаний известных технологий как рефлексивных. Кроме вопросов, обсуждаемых в чате, вопросы, которые задавали участникам на фреймах джамборда, позволили продолжить рефлексивную тему и после окончания круглого стола.
Отметим, что это первая крупная конференция, в которой мы, члены межрегиональной тьюторской группы, принимали непосредственное участие как организаторы и ведущие, и эта первая проба стала для нас успешным стартом. Нам, как людям, постигающим мир тьюторства, радостно видеть заинтересованных, увлеченных единомышленников, которые готовы совместно размышлять, обсуждать и продвигать своими вопросами в глубины рефлексивной деятельности. Такие встречи, такие конференции нужны, чтобы тьюторы знакомились и чувствовали поддержку, знали о существовании друг друга. Укрепилась уверенность в значимости выбранной темы, появилось вдохновение на дальнейшую деятельность в сфере тьюторства. Итогом круглого стола стало решение продолжить разработку темы тьюторской рефлексии и начать открытые регулярные встречи по данной теме.
Авторы Неганова М.В. (Екатеринбург), Хомченко Н.Е. (Новосибирск)