Воскресенье
19 ИюнИ целого “гугла” мало… Опыт проведения неэкспертной практики.
Каждый раз нужно прыгать со скалы
и отращивать крылья по пути вниз.
Рэй Брэдбери
В рамках ЛУТ-2022 региональным отделением МТА Новосибирской области был проведен семинар-практикум «Как родителю поддержать своего ребенка в начальной школе?» (для родителей детей младшего школьного и предшкольного возраста). В этой статье мы (Наталья Хомченко и Лидия Шилохвостова) хотим поделиться нашей задумкой и результатами.
Неэкспертная практика — рискованный вариант организации встречи. Весь наш опыт говорит о том, что если я пришел учиться, то меня кто-то должен научить: сказать как правильно, что следует делать, а чего стоит избегать. Мысль, что учиться можно у самого себя или вместе с людьми, которые озабочены теми же вопросами, на сегодняшний день несколько экзотична. Тем не менее мы решили рискнуть и вот почему.
За время своего существования человечество накопила огромный объем знаний, и не секрет, что развитие этих знаний продолжается во все более ускоряющемся темпе. Анатолий Гин в своей книге «ТРИЗ-педагогика» приводит идею физика Лео Силарда, предложившего простой образ: изобразим всё знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара — область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади — новая задача.
Из вышеописанного легко сделать вывод, что в ближайшие годы область соприкосновения с неизвестным будет расти с невероятной скоростью, а значит, недостаточно будет знать, что находится внутри шара. Перед нами и нашими детьми остро встает задача научиться принимать решения и действовать на области соприкосновения с неизвестным.
С одной стороны роль родителя для благополучного развития ребенка описал уже не один психолог и педагог, с другой – этот вопрос все еще актуален каждому заботливому родителю. Целью нашей встречи было показать, как опираясь на собственный опыт и опыт других родителей, научиться искать ответы. Метод метафорического переноса для этого подходит как нельзя лучше. Поэтому мы предложили такую метафору: школьная система через призму системы организации питания.
Мы проанализировали различные системы организации питания: кто является участником этой системы (шеф повар, клиент, ресторатор и так далее), какие формы организации питания существуют (шведский стол, комплексный обед, особенности кухонь разных народов мира), что делают в системах организации питания, чтобы клиент выбирал именно их продукт. Затем мы произвели обратный перенос: от кулинарной метафоры мы перешли обратно к школе. И в этот момент у участников появились очень интересные вопросы, например: «Что такое “запахи” образовательной среды?», «Что делать, чтобы ребенок «проголодался»?», «Мы «готовим» ученика или мы готовим «блюдо» для ученика?» или «Нужен ли перерыв в «еде»?».
Наряду с интересными вопросами в итоговой анкете мы получили ответы, что формат был неожиданным, не всем он показался эффективным. Некоторые участники заметили, что их ожидания от встречи не совпали с форматом проведения, и они не получили ответ на волнующие их вопросы.
Безусловно, это является маркером, что методику стоит дорабатывать. При этом нужно учитывать, что неэкспертная практика не может дать 100% гарантий результата. Это как в поговорке: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» – поиск ответа на границе с областью неизвестного всегда процесс с неопределенным результатом.
Ситуация еще усугубляется тем, что в нашей культуре принято оценивать результат, а вот усилия для его достижения остаются «за кадром». Концентрация на «и жили они долго и счастливо» способствует обесцениванию усилий не приведших к успеху. «Семь железных хлебов сгрызть, семь железных сапог износить» выпадают из фокуса нашего внимания и тем самым обесцениваются.
Это говорит о необходимости фиксации и положительного подкрепления усилий, которые прилагает человек для решения задачи, и смелости пробовать, а так же развитию навыков рефлексии. Самостоятельный поиск ответов на вопросы должен стать привычной частью образовательного процесса, причем вопросы лучше всего формулировать так, чтобы ответ не мог быть найден простым поисковым запросом. Отсюда вытекает еще один важный навык: умение задавать вопросы.
Как организаторы встречи мы отметили для себя полезность пребывания в неэкспертной позиции: развивается навык сотрудничества, умение слушать друг друга, вера, что вопрос может быть решен совместными усилиями. Несомненным достоинством совместной работы так же является возможность посмотреть на вопрос под совершенно разными углами.
Автор статьи: Шилохвостова Л. А.